Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)


Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра был создан в 1953г. Он предназначен для исследования структуры интеллекта личности. Тест интеллекта и одновременно тест профориентации TSI (IST) может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени.

Тест Амтхауэра имеет 3 основных модификации.
Первый вариант перевода и адаптации выполнен в 1970г. в Тартуском государственном университете под руководством эстонских психологов Коэметса и Лийметса. Это наиболее распространенная модификация.
Вторая версия выполнена в Братиславе в национальном предприятии «Психодиагностика» под руководством Черны. Включала 2 параллельные формы. Разница между этими модификациями была в 4 субтесте (видоизменилось задание).
Третий русский вариант разработан Ярославским государственным университетом. Имеет 1 форму. Наименее распространен.


Психологическая методика ТУС является адаптацией на русскоязычной выборке теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в его чешской модификации.

Все субтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста 4, который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста — 176. Перед каждым субтестом в тестовой тетради имеется подробная инструкция испытуемому по выполнению субтеста с примерами решения заданий данной группы.

При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:
— комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4),
— комплекс математических субтестов (5, 6),
— комплекс конструктивных субтестов (7, 8),
— комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3).


На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. На 9-ый субтест дается два отрезка времени: первый отрезок для запоминания, а второй для воспроизведения.

№ субтеста123456789
Время (мин)767101515783/6

Тест Амтхауэра включает 9 шкал.

1. Дополнение предложений (или осведомленность (ОС)) — это возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

2. Исключение слова (или исключение лишнего (ИЛ)) — это чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.

3. Аналогии (или поиск аналогий (ПА)) — это способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

4. Обобщение (или определение общего (ОО)) — это способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

5. Арифметические задачи (или арифметический (АР)) — это практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.


6. Числовые ряды (или определение закономерностей (ОЗ)) — это теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

7. Пространственное обобщение (или геометрическое сложение (ГС)) — это умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.

8. Пространственное воображение (ПВ) — это умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения; развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

9. Память (или мнемические способности, запоминание (З)) — это высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению; хорошая сосредоточенность внимания.

Таким образом, тест определяет общий интеллектуальный уровень, структуру интеллекта, уровень абстрагирования и обобщения, мнемические способности, пространственное воображение, пространственное обобщение, вербальный интеллект, математическую одаренность, способности (теоретические, практические, конструктивные). Так же дает результаты по каждому виду интеллекта и общую оценку.


Стимульный материал   

Инструкция к тесту Амтхауэра

Различные профессии требуют различных способностей. Настоящая методика определяет некоторые из них: речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и другие.

Методика состоит из 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, составлено из нескольких задач, равных по трудности. Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.

Не беспокойтесь, если за отведенное время вы не успеете решить все задачи данной группы. Все задачи решайте в предъявленной очередности. не задерживайтесь слишком долго при решении каждой задачи. Все ваши ответы вносите в бланк ответов. В данной брошюре вы не должны делать каких-либо отметок и подписей. А теперь запишите на бланке ответов свою фамилию, возраст и другие данные.

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите на это указаний!

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач первой группы

Задачи этой группы составлены из фраз, в которых отсутствует одно слово. Вы должны выбрать из пяти возможных слов то, которое данную фразу правильно дополняет.

Приведем пример записи правильного решения на бланке ответов.

Пример 01:
Кролик больше похож на…
а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.

Правильный ответ: в) зайца, поэтому в бланке ответов для примера 01 перечеркнута буква “в”.

Другой пример:
Противоположностью надежды является…
а) печаль, б) отчаяние, в) нужда, г) любовь, д) ненависть.

В этом случае в бланке ответов должна бы быть вычеркнута буква “о”, потому что правильным ответом в этом примере является слово “отчаяние”.

В вашем бланке ответов перечеркивайте каждый раз за соответствующим номером задачи ту букву, которая обозначает правильное решение. На каждую задачу можно обозначать только одно решение. Если ошибетесь, то подчеркните ошибочно обозначенную букву еще раз так, чтобы получился крест, а одной чертой перечеркните правильную букву. Помните, что писать Вы можете только на бланке ответов.

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите на это указаний!


 Субтест 1

Задачи 1 — 20

1. Человек, который скептически относится к прогрессу, является…
а) либералом, б) анархистом, в) радикалом, г) консерватором, д) демократом.

2. Сознательное присвоение чужой идеи и выдавание ее за свою называется…
а) макетом, б) пародией, в) компиляцией, г) плагиатом, д) издевкой.

3. Сторублевая купюра имеет … см длины
а) 10   б) 15   в) 19    г) 13   д) 18

4. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов — это …
а) договор,  б) обязательство,  в) утверждение,  г) постановление, д) компромисс.

5. Дядя … старше своего племянника
а) редко,  б) чаще всего,  в) всегда,  г) никогда,  д) иногда

6. Крамской — это …
а) поэт,  б) художник,  в) ученый,  г) врач,  д) композитор.

7. Конь всегда имеет …
а) узду,  б) подковы,  в) сбрую,  г) копыта,  д) гриву.

8. Утверждение, что “чужая душа — потемки”…
а) неправильно,  б) верно отчасти,  в) научно доказано,  г) сомнительно,  д) гипотетично.

9. Отец … опытнее своих сыновей
а) всегда,  б) обычно,  в) немного,  г) изредка,  д) принципиально.

10. Из указанных городов самый южный …
а) Саратов,  б) Харьков,  в) Новороссийск,  г) Самара,  д) Ростов-на-Дону.

11. … не предохраняет от несчастных случаев
а) задняя фара,  б) защитные очки, в) аптечка,  г) предупреждающий сигнал,  д) железнодорожный шлагбаум.

12. Столкновение между спорящими несогласными сторонами это — …
а) ссора,  б) конфликт,  в) нарушение,  г) вражда,  д) противоречие.

13. Наивысшую калорийность (питательность) имеет при равном количестве …
а) рыба,  б) мясо,  в) жир,  д) овощи.

14. Аллегория — это …
а) намеренное преувеличение,  б) сочетание реального и фантастического,  в) игра слов,  в) иносказание,  д) легкая комедия.

15. Высказывание, в котором не уверены полностью, называется …
а) парадоксальным,  б) поспешным,  в) двусмысленным,  г) ошибочным,  д) гипотетическим.

16. Влияние человека на его окружающих в большей степени зависит от его …
а) силы,  б) умения убеждать,  в) положения,  г) репутации, д) мудрости.

17. Рокотов — это …
а) поэт,  б) композитор,  в) художник,  г) ученый,  д) изобретатель.

18. Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом … км.
а) 500   б) 1050   в) 630   д) 100

19. При равном весе … имеет большее содержание белка
а) молоко,  б) яблоко,  в) сыр,  г) картофель,  д) рыба.

20. Если мы знаем процент проигрышных лотерейных билетов, то мы можем высчитать:
а) число выигрышей,  б) доход государства,  в) возможность выигрыша,  г) число участников,  д) размеры выигрыша.

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

 Описание и примеры задач второй группы     

В каждой задаче этой группы из пяти заданных слов четыре определенным образом связаны между собой. Вы должны найти пятое слово, которое меньше всего связано с остальными.

Пример 02:
а) стол,  б) стул,  в) птица,  г) шкаф,  д) кровать.

Слова под буквами “а”, “б”, “г”, “д” обозначают отдельные предметы мебели, а слово под буквой “в” — нечто другое, поэтому в бланке ответов для примера 02 перечеркнута буква “в”.

Другой пример:
а) сидеть,  б) лежать,  в) стоять,  г) идти,  д) стоять на коленях.

Под буквами “а”, “б”, “в”, “д” обозначены состояния покоя, а под буквой “г”- состояние движения поэтому в бланке ответов для этого примера должна быть перечеркнута буква “г”.

Не переворачивайте, пожалуйста, лист, пока не получите указаний!


Субтест 2   

Задачи 21 — 40

21. а) вывод, б) решение,  в) приговор,  г) инициатива,  д) постановление.
22. а) состоятельный, б) зажиточный,  в) неимущий,  г) обеспеченный,  д) денежный.
23. а) автобус, б) мотороллер,  в) машина,  г) велосипед,  д) мотоцикл.
24. а) смелый, б) мужественный,  в) надежный,  г)трусливый,  д) верный.
25. а) собака, б) корова,  в) овца,  г) лось,  д) лошадь.
26. а) моряк, б) плотник,  в) шофер,  г) пловец,  д) парикмахер.
27. а) развод, б) прощание,  в) встреча,  г) расставание,  д) разлука.
28. а) овальный, б) длинный,  в) острый,  г) круглый,  д) многогранный.
29. а) освободить, б) отделить,  в) связать,  г) разложить,  д) пилить.
30. а) рефлекс, б) ответ,  в) эхо,  г) активность,  д) зеркало.
31. а) бритье, б) отламывание,  в) изгибание,  г) резание,  д), стрижка.
32. а) стрижка, б) тромбон,  в) кларнет,  г) охотничий рожок,  в) саксофон.
33. а) видеть, б) слышать,  в) пробовать,  г) говорить,  д) нюхать.
34. а) занавес,  б) сеть,  в) решетка,  г) фильтр,  д) стена.
35. а) писать, б) сечь,  в) месить,  г) читать,  д) аплодировать.
36. а) волнистый, б) шероховатый,  в) горбатый,  г) гладкий,  д) прямой.
37. а) мост, б) граница,  в) супружество,  г) железная дорога,  д)товарищество.
38. а) планирование, б) учение,  в) реклама,  г) продажа,  д) тренировка.
39. а) направление,  б) течение,  в) движение,  г) устремление,  д) курс.
40. а) застежка-молния, б) шлагбаум,  в) водопроводный кран,  г) отвертка,  д) штопор.

Проверьте правильность решения задачи и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

 Описание и примеры задач третьей группы     

В каждой задаче этой группы Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом имеется определенная связь. Между третьим словом и одним из пяти выбираемых слов имеется подобная связь. Ваша задача — определить эту связь и выбрать из пяти предлагаемых вариантов правильное слово.

Пример 03:
Лес: дерево = луг: …
а) трава,  б) сено,  в) корма,  г) зелень,  д) пастбище.

В данном примере правильное слово “трава”, потому что лес состоит из деревьев, а луг из травы. Поэтому в бланке ответов для примера 03 перечеркнута буква “а”.

Другой пример:
Темный: светлый = мокрый: …
а) дождь,  б) день,  в) влажный,  г) ветер,  д) сухой.

Поскольку слово “темный” противоположно по смыслу слову светлый, то к слову “мокрый” мы также должны найти слово с противоположным значением. В данном примере это будет слово “сухой”, обозначенное буквой “д”.

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите указаний!


 Субтест 3

 Задачи 41 — 60

41. Электричка: рельсы = автобус: …
а) колеса,  б) оси,  в) шины,  г) шоссе,  д) скорость.

42. Мелодия: ноты = слова: …
а) книга,  б) чтение,  в) буквы,  г) рассказ,  д) строка.

43. Река: берег = улица: …
а) дорога,  б) мостовая,  в) тротуар,  г) здание,  д) шоссе.

44. Горы: перевал = река: …
а) мостки,  б) мост,  в) брод.  г) паром,  д) лодка.

45. Пальто: юбка: = шерсть: …
а) ткань,  б)овца,  в) шелк,  г) свитер,  д) текстиль.

46. Спортсмен: шиповки: = ученый: …
а) библиотека,  б) исследование,  в) работа,  г) изучение,  д) микроскоп.

47. Барсук: борзая = горение: …
а) пожарник,  б)фонарь,  в) взрыв,  г) спичка,  д) лесной пожар.

48. Серебро: золото = перстень: …
а) часы,  б) рубин,  в) драгоценный камень,  г) браслет,  д) платина.

49. Лестница: стремянка = дом: …
а) лифт,  б) двор,  в) винтовая лестница,  г) палатка,  д) комната.

50. Язык: кислое = нос: …
а) пахнуть,  б) дышать,  в) пробовать,  г) жженый,  д) соленое.

51. Цветы: ваза = птица: …
а) гнездо,  б) воздух,  в) кусты,  г) дерево,  д) клетка.

52. Гнев: аффект = печаль: …
а) радость,  б) злость,  в) горе,  г) отрада,  д) жестокость.

53. Совещание: постановление = рассматривать: …
а) обсуждать,  б) решать,  в) оценивать,  г) взвешивать,  д) обдумывать.

54. Дерево: строгать = железо …
а) чеканить,  б) сгибать,  в) лить,  г) шлифовать,  д) ковать.

55. Сердце: насос = мозг: …
а) мышление,  б) центр,  в) разум,  г) голова,  д) нервы.

56. Самолет: вертолет = кладка: …
а) дом,  б) панель,  в) цемент,  г) высотное строение,  д) кирпич.

57. Слепота: цвет = глухота: …
а) слух,  б) услышать,  в) тон,  г) слова,  д) ухо.

58. Нерв: провод = зрачок: …
а) сияние,  б) глаз,  в) зрение,  г) свет,  д) диафрагма.

59. Кровь: вена = вода: …
а) шлюз,  б) русло,  в) гидрант,  г) дождь,  д) водосточная труба.

60. Потребность: изобретение = жара: …
а) жажда,  б) экватор,  в) лед,  г) солнце,  д) прохлада.

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач четвертой группы

В каждой задаче этой группы вам предлагается два слова. Вы должны определить, что между ними общего, и записать свой ответ в бланке.

Пример 04:
Рожь — Пшеница: …

Правильное решение — “зерновые”, поэтому в бланке ответов для примера 04 нужно написать слово “зерновые”.

Правильное решение необходимо писать на пустом месте рядом с соответствующим номером задачи.

Следующий пример:
Масло — Сыр: …

Правильный ответ: “молочные продукты”, поэтому для данного примера на пустом месте нужно было бы написать “молочные продукты”.

Старайтесь каждый раз найти общее определение для обоих слов.

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите указаний.


Субтест 4

Задачи 61 — 76

61. Предложение — спрос
62. Вперед — Назад
63. След — Тень
64. Много — Мало
65. Начало — Конец
66. Глаз — Ухо
67. Кинокамера — Очки
68. Телевизор — Радио
69. Сахар — Алмаз
70. Яйцо — Семя
71. Фиалка — Слон
72. Жадность — Щедрость
73. Утюг — Электрическая плитка
74. Наводнение — Ураган
75. Резервуар — Портфель
76. Флаг — Герб

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач пятой группы

В данной группе заданий представлены счетные задачи.

Пример 05: Книга стоит 25 руб. Сколько стоят 3 книги?
Ответ: 75 руб.
Как же записать этот результат?

При каждом порядковом номере задач поставлены цифры от 1 до 9 и 0. Из них каждый раз в соответствующем ряду перечеркивайте те цифры, которые имеются в правильном ответе. Очередность цифр при этом значения не имеет. Поэтому в бланке ответов для примера 05 перечеркнуты цифры 5 и 7.

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите указаний.


Субтест 5

77. Если 4, 5 м ткани стоят 9 руб., то, сколько стоит 2,5 м этой же ткани?

78. 15 ящиков фруктов весят 250 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Сколько килограммов весят фрукты?

79. На заводе за 8 часов изготавливают 304 авторучки. Сколько авторучек изготавливают за полчаса?

80. В бак вместимостью 80 литров влили воды до 2/5 его объема. Сколько литров воды влили в бак?

81. 7 человек выкопают яму за 78 дней. Сколько дней будут копать эту яму 21 человек?

82. Три брата накопили вместе 9 рублей. Младший накопил на 2 руб. меньше, а старший на 2 руб. больше, чем средний. Сколько накопил старший брат?

83. В двух ящиках было запаковано 43 глиняных горшка. В одном из них было на 9 горшков больше, чем в другом. Сколько горшков было в меньшем ящике?

84. Два насоса выкачали из котлована 60 гектолитров воды. Первый при этом выкачал воды в 3 раза больше, чем второй. Сколько воды выкачал второй насос?

85. Банка с керосином весит 8 кг. Из нее вылили половину керосина, после чего она стала весить 4,5 кг. Определите вес банки.

86. Мама пошла за покупками. Десятую часть денег она потратила в овощном магазине, а еще в четыре раза больше этой суммы — в мясном. Осталось у нее 60 рублей. Сколько рублей она имела, перед тем, как пошла в магазин?

87. Бочка, наполненная на 7/8 объема, содержала сок, стоимостью 70 руб. Сколько будет стоить сок, содержащийся в 1/2 бочки?

88. Мальчик пробегает за 1/4 секунды 1,75 м. Сколько метров он пробегает за 10 секунд?

89. За день Андрей зарабатывает 3 руб., а Петр — 5 руб. Вместе они заработали 120 руб. Сколько рублей заработал Петр?

90. 1/2 выпущенных изделий завод направил за границу. 4/5 от оставшейся части было продано в своей стране. Сколько процентов продукции осталось на складе?

91. Сплав изготавливают из 2 долей серебра и 3 долей олова. Сколько граммов серебра потребуется для выплавки 15 граммов сплава?

92. Три карандаша стоят 5 коп. Сколько карандашей можно купить на 50 коп.?

93. 7 работников окончили работу за 6 дней. Сколько нужно работников, чтобы окончить работу за полдня?

94. Ткацкий станок А соткал 60 м ткани. Станок В за это же время соткал 40 м ткани. Сколько метров ткани соткет станок А за время, когда станок В соткал 60 м ткани?

95. Проволока длиной 48 см после нагревания удлиняется до 52 см. Какой длины будет после нагревания проволока длиной 72 см?

96. В семье каждая дочь имеет одинаковое число братьев и сестер, а каждый сын имеет в два раза больше сестер, чем братьев. Сколько дочерей в семье?

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач шестой группы

В этой группе задач Вам предлагаются ряды чисел. В каждом ряду числа расположены в соответствии с определенной закономерностью. Ваша задача — понять эту закономерность и найти число, которое правильно продолжило бы соответствующий ряд.

Пример 06: 2 4 6 8 10 12 14?
В этом ряду каждое число на две единицы больше предыдущего. В этом и заключается закономерность данного ряда. Поэтому искомым числом здесь будет число 16, так как оно на 2 единицы больше числа 14.

Отмечать свои ответы Вам следует точно так же, как и в предыдущей группе заданий, т.е. перечеркивать те цифры, которые имеются в правильном ответе, независимо от их очередности. Поэтому в бланке ответов для примера 06 вычеркнуты цифры 1 и 6.

Другой пример: 9 7 10 8 11 9 12?
Закономерность этого ряда заключается в том, что попеременно для каждого члена ряда вычитается 2 единицы и прибавляется 3 единицы. Правильным ответом здесь является число 10. Поэтому для данного примера в бланке ответов необходимо было бы вычеркнуть цифры 1 и 0.

Будьте внимательны! Некоторые задачи основаны на умножении и делении. Не забывайте, что в этой тетради Вы не должны делать никаких пометок.

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите указаний.


Субтест 6

Задачи 97 -116

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.        

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач седьмой группы

В задачах этой группы в первой строке расположены 5 геометрических фигур, обозначенные буквами “а”, “б”, “в”, “г”, “д”. Ниже приводятся задания, изображающие отдельные части каждой из этих фигур. Ваша задача — установить, какую из приведенных в первой строке можно сложить из частей, представленных в каждом задании.

Пример 07:
……Из частей, представленных в задании 07 можно сложить фигуру под буквой «а». Поэтому в бланке ответов для примера 07. перечеркнута буква «а». Из частей, представленных в следующем примере можно сложить фигуру «д», в следующем — фигуру «б», а в последнем случае — фигуру «г».

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите указаний.


Субтест 7

Задачи 117 – 136

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач восьмой группы

В задачах этой группы в первой строке изображены 5 разных кубиков, обозначенных буквами «а»,»б»,»в»,»г»,»д». Каждый кубик имеет 6 граней с различными знаками, три из которых можно видеть.

Каждая из задач показывает один из этих кубиков в различных положениях. В каждой задаче Вы должны установить, о каком из приведенных в первой строке кубиков идет речь. Кубик может быть перевернут, повернут или перевернут и повернут одновременно. При этом, естественно, может показаться и новая грань, на которой будет изображен какой-то знак. Среди кубиков а, б, в, г, д нет одинаковых, а все одинаковые знаки расположены на их гранях по-разному.

Пример 08:
Задача 08 показывает кубик «а» в измененном положении. Поэтому для примера 08 в бланке ответов перечеркнута буква «а». В следующем примере речь идет о кубике «д», в третьем — о кубике «б», в четвертом — о кубике «в» и в пятом о кубике «г».

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите указаний.


Субтест 8 

Задачи 137 — 156

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Проверьте правильность решения задач и ждите дальнейших инструкций.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Описание и примеры задач девятой группы

Чтобы решить эту группу задач, Вам необходимо предварительно заучить ряд слов. В Вашем распоряжении три минуты времени для того, чтобы Вы заучили на память приводимые ниже слова.

Заучивайте до тех пор, пока не получите соответствующего сигнала. Затем закройте тетрадь и отложите ее на край стола.
Задания к словам, которые Вы заучите, приводятся на отдельном листе, который Вам будет дан после заучивания. Бланк ответов пока оставьте у себя.

Слова для заучивания:
ЦВЕТЫ: гладиолус, ирис, фиалка, роза, васильки
ИНСТРУМЕНТЫ: напильник, молоток, клещи, сверло, шило
ПТИЦЫ: ястреб, чайка, жаворонок, ласточка, цапля
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: элегия, хорал, опера, драма, акварель
ЖИВОТНЫЕ: бобер, зубр, уж, тюлень, енот

Ждите дальнейших объяснений и указаний!


Субтест 9 

На этом листе находятся задания к словам, которые Вы только что заучили.

Пример 09:
Слово, начинающееся на букву «у» было в разделе …
а) цветы, б) инструменты, в) птицы, г) художественные произведения, д) животные.

Среди заученных Вами слов было только одно, которое начинается на букву «у», это слово «уж». Поскольку оно находилось в разделе «животные», то правильным ответом здесь является цифра «д». Поэтому в бланке ответов для примера 09 вычеркнута буква «д».

До сигнала о продолжении работы эту страницу не переворачиваем!

Субтест 9

Задачи 157-176

Слово, первая буква которого:

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Ключ к тесту структуры интеллекта Амтхауэра


Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)Таблица-ключ к субтесту 4

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)


Обработка и анализ результатов

При обработке по всем субтестам за исключением четвертого за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов. По 4 субтесту в зависимости от степени правильности ответа начисляется 2 балла, 1 балл или 0 баллов. По каждому субтесту подсчитывается сумма баллов.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Далее, по специальной формуле надо рассчитать уровень IQ по каждому из субтестов, по 3 основным видам интеллекта и вычислить уровень общего интеллекта. Для этого вам понадобятся некоторые готовые значения, которые вы сможете вставить в формулу.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)Средние значения (m)  и стандартные отклонения (σ) получены на выборке в 450 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 53 лет.


Сумма баллов по первым четырем субтестам характеризует уровень вербального интеллекта, по 5 и 6 субтестам — уровень числового интеллекта по 7 и 8 субтестам — пространственного интеллекта, наконец, сумма баллов по всем 9 субтестам является показателем общего интеллекта.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Количество баллов по каждому субтесту представляет собой первичный или сырой показатель. Все первичные результаты по формуле  переводятся в шкалу IQ.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

От сырого показателя (x) вычитаем среднее значение данного показателя по нормативной выборке (m), делим эту разность на стандартное отклонение данного показателя по нормативной выборке (σ), умножаем все это на коэффициент масштабирования, равный 15 для шкалы IQ, и прибавляем ко всему этому коэффициент центрирования, равный 100 для шкалы IQ.
Например, предположим, человек набрал по первым 4 субтестам 53 балла. В этом случае уровень его вербального интеллекта:
IQv=((53-44)/9)*15+100=115.

Таким образом, мы преобразуем сырой показатель каждого субтеста или группы субтестов в стандартизированный показатель IQ, имеющую среднее значение 100 баллов и стандартное отклонение 15 баллов.


В норме показатели интеллекта распределяются в диапазоне от 70 до 130 IQ, соответствующей диапазону m — 2 σ < IQ < m + 2 σ, включающему 95% всех значений показателей.
При значении IQ менее 70 уровень интеллекта считается очень низким, IQ от 70 до 85 соответствует низкому уровню интеллекта, уровень от 85 до 115 IQ свидетельствует о среднем уровне интеллекта, о высоком  уровне интеллекта можно говорить при IQ от 115 до 130, наконец, IQ выше 130 соответствует очень высокому уровню развития интеллектуальных способностей.

Интерпретация результатов теста структуры интеллекта

Субтест ОС — “осведомленность”
Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Субтест определяет запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать испытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные субтесты.

Субтест ИЛ — “исключение лишнего”
Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пяти и данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего связано по смыслу. Основная трудность задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми предметами, в вычленении в них сходных и различных признаков.

Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным признакам: форме, величине или принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется преимущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории.

Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные, полученные по нему, позволяют судить о способности испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному.


Субтест ПА — “поиск аналога”
На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу. Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих испытуемых.

Субтест ОО — “Определение общего”
Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов.

Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстрагирования. Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются испытуемые, имеющие большой словарный запас. На результаты этого субтеста большое влияние оказывает культурный уровень в семье, а также более широком окружении, а также школа. Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.


Субтест З — “запоминание”
В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа — этап заучивания и этап воспроизведения. По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.

Субтест АР — “арифметический”
Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Успешное решение математических задач требует развития у испытуемого высокого уровня способности к логическому умозаключению, наличия высокого уровня аналитических способностей, способности к математическому обобщению, математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению.

Кроме аналитических способностей, ориентировка в условиях математической задачи предполагает высокую степень развития синтетических способностей, т.к. выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними.


Субтест ОЗ — “определение закономерностей”
Испытуемый получает задание, следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.

Субтест ГС — “геометрическое сложение”
Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки — части отдельных фигур.

Решение образных задач требует особого вида логики, — при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется синхронно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям.

Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях.

Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер). Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае, происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости. Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование их на основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме.

Субтест ПВ — “пространственное воображение”
Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. Субтест ПВ предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ГС сочетается с низким показателем по субтесту ПВ. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПВ — трехмерного.


Как отмечает И.С.Якиманская, оперирования трехмерными изображениями появляются у человека онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями.

Профиль субтестов IST по шкале IQ отображает относительную степень выраженности различных интеллектуальных способностей и позволяет определить не только общий уровень интеллекта, но и его тип. В частности, соотношение показателей V, N и S позволяет определить преобладание вербальных, числовых или пространственных способностей в структуре интеллекта человека.

Работоспособность определяется кривой динамики выполнения серии субтестов. В частности, быстрая утомляемость характеризуется прогрессивным ухудшением результатов в пределах 4 вербальных субтестов, в пределах 2 числовых субтестов, в пределах 2 пространственных субтестов, а также в пределах всех 9 субтестов методики. Медленная врабатываемость, напротив, характеризуется прогрессивным улучшением результатов.

Ориентация на скорость и точность выполнения задач определяется отношением количества правильно выполненных заданий к общему количеству выполненных заданий. Менее 60 процентов правильно выполненных заданий свидетельствует об ориентации на скорость, более 75 процентов — об ориентации на точность.

Уровень общего интеллекта выше 100 IQ позволяет человеку получить любое образование, освоить любую профессию, в том числе, творческого класса, успешно решать большинство интеллектуальных задач в процессе профессиональной деятельности. Причем уровень интеллекта выше 115 IQ позволяет говорить о целесообразности получения высшего профессионального образования.


При уровне общего интеллекта ниже 70 IQ человек может испытывать значительные затруднения в процессе получения высшего образования, при освоении творческих профессий и решении интеллектуальных задач в процессе профессиональной деятельности. Такой уровень позволяет рекомендовать человеку ограничиться начальным профессиональным образованием.

Уровень общего интеллекта от 70 до 85 IQ затрудняет получение высшего профессионального образования, но в том случае, если высшее образование в свое время человеком уже получено, он может справляться с большинством профессиональных задач, не требующих значительных интеллектуальных нагрузок, за счет тех знаний и навыков, которые у человека уже имеются.

Наконец, уровень общего интеллекта от 85 до 100 IQ является зоной неопределенности, и для прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности требует учета других особенностей человека, таких как здоровье, возраст, имеющееся образование, черты темперамента и характера, содержание интересов, силу мотивации, сложность решаемых задач, условия обучения и т.д.

Преобладание вербальных способностей является важным фактором успешности деятельности человека в сфере профессий типа «человек-человек». Преобладание числовых способностей способствует эффективности деятельности в сфере профессий типа «человек-знаковая система».

Преобладание пространственных способностей является важной предпосылкой технических способностей и помогает успешно функционировать в профессиях типа «человек-техника». Профессиями, предъявляющими наиболее высокие требования к интеллектуальным способностям человека, являются творческие профессии типа «человек-природа», требующие высокого уровня развития вербальных, числовых и пространственных способностей.

Бесплатно скачать тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра и бланк:

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)Скачать тест структуры интеллекта

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)Скачать тест структуры интеллекта бланк