Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер


Психоаналитическое направление — это направление в зарубежной психологии и психотерапии XX века, основателем которого является австрийский психиатр З. Фрейд.
Психоаналитическое направление включает концепции, родоначальником которых является психоанализ.

В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики (мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами).
Таким образом, к данному направлению можно отнести психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера.


Содержание:


Давайте кратко рассмотрим теории З. Фрейда, К. Юнга и А. Адлера.


Психоанализ З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.

З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности. Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости). На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.

З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.


З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.
Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида.
Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Инстинкты смерти (Танатос) — разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотива­ции.

Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.

Подробнее о психоанализе можно прочитать тут.


Аналитическая психология К. Юнга

Карл Юнг  (1875-1961) — швейцарский психиатр, последователь З.Фрейда, создавший свое психологическое направление, получившее название «Аналитическая психология».

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.
Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.


Исследовав мифологию и фольклор разных стран и народов, Юнг пришел к выводу, что существуют определенные образы в представлениях людей, которые схожи у всех. Он назвал их архетипами. Карл Юнг считал, что именно коллективное бессознательное в виде архетипов, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие человека.
В качестве примера можно привести такие архетипы как Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» также были внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — это такие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.

Подробнее об аналитической психологии Карла Юнга можно прочитать тут.

Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

По мнению Адлера, поведение человека определяется  не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.

А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности  и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.


Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».

По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.
Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).

Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.

Подробнее о порядке рождения и индивидуальной психологии Адлера можно прочитать тут.