Психоаналитическое направление — это направление в зарубежной психологии и психотерапии XX века, основателем которого является австрийский психиатр З. Фрейд.
Психоаналитическое направление включает концепции, родоначальником которых является психоанализ.
В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики (мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами).
Таким образом, к данному направлению можно отнести психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера.
Содержание
Давайте кратко рассмотрим теории З. Фрейда, К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.
Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.
З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности. Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости). На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.
З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.
Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида.
Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.
Инстинкты смерти (Танатос) — разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотивации.
Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.
Аналитическая психология К. Юнга
Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, последователь З.Фрейда, создавший свое психологическое направление, получившее название «Аналитическая психология».
К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.
Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.
Исследовав мифологию и фольклор разных стран и народов, Юнг пришел к выводу, что существуют определенные образы в представлениях людей, которые схожи у всех. Он назвал их архетипами. Карл Юнг считал, что именно коллективное бессознательное в виде архетипов, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие человека.
В качестве примера можно привести такие архетипы как Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» такжебыли внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.
По мнению Адлера, поведение человека определяется не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.
А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.
Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.
Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».
По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.
Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).
Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.