Как хорошо учиться, или как завоевать расположение преподавателей?


Еще со времен школы всем известно, что учителя – это отдельный сорт людей, ни хороший, ни плохой, просто отдельный. Каждый со своими правилами, подходом, мнением, отношением к людям и конкретно к тебе. Каким бы ты хорошим ни был, всегда найдется учитель, который  сочтет тебя не достаточно усердным, умным, исполнительным и т.д. Это дело личного отношения конкретного преподавателя к конкретному ученику. На неудачные взаимоотношения могли повлиять многие факторы, например знакомство учителя, возможно неприятное, с родственниками ученика, личная неприязнь, возможно взаимная, несоответствие поведения и характера ученика представлением преподавателя, учитель недовольный своей работой или просто неподходящий для нее и др. В школе изменить сложившееся отношение весьма сложно, ведь оно уже давно устоялось. Ведь даже 4 класса, проведенные с одним и тем же учителем, достаточно долгий срок.

Но университет – это совершенно другая история! У вас есть выбор. Вы можете стать тем, кем только захотите. Без особого труда можно превратиться из троечника в отличника, из безответственного в исполнительного, из самого непопулярного человека в школе преобразиться в лидера своей группы. Ведь в учебное заведение вы приходите совершенно неизвестным человеком. Каким вы себя продемонстрируете, таким вас и будут воспринимать.

Как хорошо учиться, или как завоевать расположение преподавателей?

У меня была знакомая, даже две, которые в школьные годы с большим трудом осваивали школьный материал. Они получали в основном лишь тройки, иногда могли получить четверки, но случалось это не так часто, как им бы хотелось. Они терпеть не могли учиться. Одна из них даже читала на уровне пятиклашки. Ей было невероятно сложно собраться и перестать нервничать, когда ее вызывали к доске, просили прочесть стихотворение или просто зачитать задание из учебника. Учителя думали, что это их максимум, поэтому старались не сильно на них давить. В итоге, пока они учились в школе, никаких успехов в учебе они достичь не смогли. Но в университеты они поступили. К всеобщему удивлению, они справлялись со всеми нагрузками, их начала радовать учеба. Они успевали учиться на «4» и «5», сдавать зачеты и экзамены собственными силами, общаться и развлекаться с новыми друзьями. Их жизнь удалась. После окончания учебы они нашли работу, которая может обеспечить им карьерный рост.


Не стоит расстраиваться, если у вас похожая ситуация. Насчет школы советовать сложно. А вот если вы поступаете в университет, я могу дать несколько советов. Если их соблюдать, причем желательно с самых первых дней учебы, то ваше времяпрепровождение в университете значительно облегчится. А хорошие отношения с преподавателями вам будут приносить много пользы.

Итак, как же завоевать расположение преподавателей?

Как хорошо учиться, или как завоевать расположение преподавателей?

Совет №1. Делайте все вовремя. Вас никто не будет ждать.

В университете могут быть десятки тысяч студентов. А у каждого преподавателя могут быть тысячи студентов, у которых он будет вести занятия. Вы представьте, скольким людям нужно уделять внимание преподавателю ежедневно. Поэтому, если вы договариваетесь с преподавателем о встрече, то приходите вовремя, если просите помочь, то слушайте внимательно и выполняйте задания, а не ждите до последнего момента. Вас никто не будет ждать. Если вам что-то нужно от преподавателя, то найдите время, придите вовремя, выполните задания. Если появились какие-то дела, и вы никак не можете прийти, то предупредите заранее. Если не успели выполнить задание, не ищите оправдания, просто скажите, когда оно будет готово, и сдержите слово. Преподаватель уделяет вам много времени, помогает даже в том, в чем не должен – относитесь уважительно и благодарно, ведь не каждый преподаватель будет так помогать.

Совет №2.  Изучаем преподавателя.

Как хорошо учиться, или как завоевать расположение преподавателей?

Очень важно с первых дней наблюдать за каждым преподавателем. Это может вам сильно помочь на зачетах и экзаменах. Вы должны обращать внимание на то, как преподаватель ведет лекцию, принимает работы, что исправляет, на что акцентирует внимание, какой литературой пользуется, что считает наиболее важным в каждом вопросе, а что наименее.

Поговорим подробнее насчет лекций. Каждый преподаватель составляет лекции, вопрос в том, пишет ли он их сам, или просто берет из разных источников. Если он их берет из книг, то подготовка к сессии будет облегчена, ведь можно найти эту книгу и готовиться по ней. В этом случае конспектировать нужно скорее комментарии преподавателя, чем сам текст. Например, общую психологию мне преподаватель зачитывал (в прямом смысле, т.е. просто читал книгу группе), поэтому записывать лекцию смысла не было. Вся группа просто сидела с электронной книгой и следила, где он читает. Стоит отметить, что преподаватель вряд ли знал об этом. Но на экзамене он, естественно, задавал вопросы больше по тому материалу, который брал из своей головы, а не из книги. Поэтому делать пометки на лекциях было необходимо.

Бывает и другой тип преподавателей, который крайне щепетильно подходит к составлению лекций. В основном это случается из-за нехватки нормальных книг, которые написаны без ошибок и соответствуют реальности. Такой преподаватель у меня был по анатомии ЦНС и предметам, связанными с этим. В данном случае важно записывать лекции, причем дословно, ведь материал (по крайней мере, в моем случае) очень сложный, много терминов и понятий, смысл которых понять не просто. И чаще всего такие преподаватели дают контрольные работы, тесты, вопросы к зачетам и экзаменам именно по своим лекциям. И хорошо, если они у вас будут записаны полностью.


Есть и другой тип преподавателей. Они просто с интересом и увлеченностью читают свой предмет без записанных материалов. Они дают себе свободу касательно темы, заданий, проверок. Это может происходить по двум причинам. Первая причина: данный предмет не является важным для вашей специальности, и поэтому преподаватель позволяет себе некую вольность, чтобы заинтересовать студентов самим предметом, а не получением хороших баллов. Вторая причина: преподаватель использует метод, который заключается в том, чтобы студенты во время лекции делали 1 дело (т.е. слушали), а не разрывались между несколькими (слушали и писали), ведь это не продуктивно; записывать лекцию не получится, но беспокоиться не стоит, преподаватель ее вам вышлет, причем в структурированном виде.

Стоит отдельно отметить акцентирование преподавателей. Бывает очень полезно помечать определенные моменты лекции, например, когда преподаватель говорит: «Запомните это!», «Я буду спрашивать это на экзамене!», «Подобных вопросов много в тесте!», «Это важно!», «Это надо запомнить, ведь на этом основывается другая тема!» и др. Можете мне поверить, обычно преподаватели такое не забывают, и подобный вопрос обязательно появиться в каком-нибудь задании. И скорее всего, это будет их любимый вопрос, который они будут спрашивать у каждого студента!

Совет №3. Знакомимся со старшими курсами. 

Как хорошо учиться, или как завоевать расположение преподавателей?

Если у вас возникают вопросы, то лучше всего обратиться к тем, кто через это уже прошел – студентам старших курсов. Они имеют всю необходимую для вас информацию о преподавателях, университете, расположении корпусов и аудиторий, правилах общежития, учебных планах и др. Если вам повезет, то вы можете получить от них конспекты, материалы по разным предметам, книги, примеры работ и даже готовые билеты на экзамен. Как вы уже поняли, заводить знакомства со старшими курсами весьма продуктивно. К тому же, друзья в новом месте никогда лишними не будут.

Совет №4. Узнать все требования.

Чтобы не ударить в грязь лицом, каждый студент должен внимательно ознакомиться с требованиями каждого преподавателя. Они могут различаться очень сильно, поэтому запомнить их нужно основательно и не путать.

В первую очередь, опоздания. Некоторые просто категорически не переносят, когда студенты опаздывают, и при этом они сами «точны как часы». Естественно, что у такого преподавателя опоздать хоть раз смерти подобно, реабилитироваться будет очень сложно (только через инициативу в учебе или в том, что существенно для преподавателя).

Во-вторых, требования к работам. В эту категорию входит оформление работ (от контрольных до курсовых), объем работ, сроки сдачи, возможность отсрочки и др.


В-третьих, посещаемость. У меня был преподаватель, который ставил баллы за посещение (у меня была бальная система, но за посещение ставила только она). В конце семестра все баллы суммировались, и многим удавалось набрать нужное количество баллов лишь благодаря посещению. В таких случаях, даже если у вас есть возможность не ходить на занятия, я рекомендую посещать их все. Преподаватель будет вас чаще видеть, запомнит ваше лицо, а если вы еще будите вступать с ним в диалог по теме занятия, то хорошее отношение вам обеспечено. А это приведет к бонусам. В этот список можно включить и активность на занятиях. Кому-то нравиться рассказывать, пока студенты с большим интересом слушают, не нарушая обстановку разговорами между собой и не зависая в своем смартфоне. Кому-то нравиться вести лекцию в форме дискуссии, но для этого нужны студенты, которым есть что сказать. Кому-то нравиться, чтобы просто хоть кто-нибудь мог ответить хоть на 1 вопрос по материалу, который он дал для изучения на прошлой неделе и т.д.

Совет №5. Изучаем материал.

Как хорошо учиться, или как завоевать расположение преподавателей?

Можно выполнить все предыдущие действия и при этом не добиться нужного эффекта, если не знать материал, которому обучает преподаватель. Вы можете хитрить, списывать и делать все в таком духе, но рано или поздно преподаватель поймет, в чем тут дело. И тогда вся работа пойдет «коту под хвост». А узнать он может очень легко. Например, захочет поговорить с вами на перерыве о какой-нибудь теме, а вы понятие не имеете о чем речь. Выйдет некрасиво. Или однажды не получится списать, и вы завалите важный тест. Да к тому же, как вы будете сдавать экзамен или зачет? Выучить за несколько дней материал семестра будет не просто даже тому, кто учился на протяжении всего семестра. А студент, который претендовал на «отлично», а экзамен завалил, вряд ли сможет подняться в глазах преподавателя без уважительной причины.

Таким образом, эти 5 советов могут значительно облегчить вам жизнь.  Вы улучшите отношения с преподавателями, благодаря чему хорошо себя зарекомендуете. При условии, конечно, что вы действительно будете изучать свою специальность, а не просто просиживать штаны. После этого вам будет намного легче учиться, сдавать работы, экзамены. Новые преподаватели, увидев отличные оценки в зачетки, станут к вам относиться так же хорошо (при условии, что вы будете хоть как-то разбираться в предмете). В итоге, действительно получится, что не вы будете работать на зачетку, а она на вас.

Желаю всем удачи!