Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Рогов Е.И. своей книге «Настольная книга практического психолога» описывает интересную методику на определение уровня тревожности у школьников (8-10 классы). Методика «Шкала тревожности» может пригодится педагогам-психологам в общеобразовательных учреждениях, она проста в исполнении и интерпретации, не требует много времени на проведение.


Методика содержит 3 субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Подходит для групповой диагностики. Содержит 30 вопросов, на выполнение методики потребуется 15-25 мин.


Содержание


«Шкала тревожности», разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973), была опубликована в 1984 г (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной).

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.


«Шкала тревожности» имеет и свои недостатки. Несмотря на то, что данный опросник способен определить 3 параметра тревоги, он не дает полной информации о действительных причинах ее возникновения. Например, диагностировав у ребенка повышенный уровень школьной тревожности, мы не можем знать, с чем конкретно это связано. Может быть дело в конфликтных отношениях с учителем или с одноклассниками, либо причина в психофизиологических особенностях ребенка.

Стимульный материал методики «Шкала тревожности»

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Инструкция

Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4. 

  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0. 
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру — 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Вопросы методики

  1. Отвечать у доски  
  2. Пойти в дом к незнакомым людям   
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
  4. Разговаривать с директором школы  
  5. Думать о своем будущем  
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить  
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают  
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)  
  9. Пишешь контрольную работу  
  10. После контрольной учитель называет отметки  
  11. На тебя не обращают внимания  
  12. У тебя что-то не получается  
  13. Ждешь родителей с родительского собрания  
  14. Тебе грозит неудача, провал 
  15. Слышишь за своей спиной смех  
  16. Сдаешь экзамены в школе  
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 
  18. Выступать перед большой аудиторией  
  19. Предстоит важное, решающее дело  
  20. Не понимаешь объяснений учителя  
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе  
  22. Сравниваешь себя с другими   
  23. Проверяются твои способности    
  24. На тебя смотрят как на маленького  
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос  
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)  
  27. Оценивается твоя работа  
  28. Думаешь о своих делах  
  29. Тебе надо принять для себя решение  
  30. Не можешь справиться с домашним заданием  

Ключ

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Методика включает ситуации трех типов: 

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены ниже.

Виды тревожностиНомер вопроса
Школьная1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29
Межличностная2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Т.е. ответ на вопрос является баллом. Нужно суммировать ответы по первой шкале (в соответствии с перечнем вопросов для данной шкалы), по второй шкале и по третьей. Далее складываем показатели по трем шкалам, таким образом, получим показатель по общему уровню тревожности.

Ниже представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Тревожность по-разному проявляется у мальчиков и девочек и чем старше они становятся, тем заметнее разница.  Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков — насилие во всех его аспектах.


Интерпретация результатов по методике «Шкала тревожности»

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей.

Подобную тревожность часто испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментато­ру, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь вы­являет тех школьников, которые не только испытывают тревож­ность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высо­кие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожно­сти учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Бесплатно скачать текст методики «Шкала тревожности» Кондаша и бланк



💡 Похожие темы