Содержание
- Стимульный материал
- Ключ к тесту «Определение типов мышления и уровня креативности»
- Интерпретация результатов теста на мышление и креативность
Опросник определения типа мышления и уровня креативности Джерома Брунера определяет какой тип мышления доминирует у взрослого человека, а также каков его уровень креативности (низкий, средний или высокий).
Он состоит из 75 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут.
Соответственно, в опросник включены следующие шкалы: предметное мышление, символическое мышление, образное мышление, знаковое мышление, креативность.
Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:
— предметно-образный (практический);
— предметно-знаковый (гуманитарный);
— предметно-символический (операторный);
— образно-знаковый (художественный);
— образно-символический (технический);
— знаково-символический (теоретический).
Стимульный материал
Инструкция к опроснику Брунера
Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».
Вопросы методики
- Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
- Я люблю настраивать программы для компьютера.
- Я люблю читать художественную литературу.
- Я люблю живопись (скульптуру).
- Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.
- Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
- Я люблю шахматы, шашки.
- Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
- Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
- Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
- Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
- Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
- В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
- Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
- Мне не нравится регламентированная работа.
- Мне нравится что-либо делать своими руками.
- В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
- Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
- Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
- Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
- Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
- Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
- Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
- Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
- Люблю фантазировать.
- Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
- Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
- Мне нравятся художественная литература.
- Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
- Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
- Истинно только то, что можно потрогать руками.
- Я предпочитаю точные науки.
- Я за словом в карман не лезу.
- Люблю рисовать.
- Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.
- Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
- Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
- Мне нравится читать стихи вслух.
- Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.
- Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.
- Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.
- Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
- Люблю поэзию.
- Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
- Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
- Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
- Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
- Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
- Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
- Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
- Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
- Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
- Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
- Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
- Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
- Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
- Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
- Люблю писать письма.
- Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
- Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
- В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
- У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
- Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
- Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
- Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
- Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
- Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
- Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
- Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
- Мне нравится работа дизайнера.
- При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
- Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
- Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
- Меня привлекает работа художника-оформителя.
- Не люблю ходить одним и тем же путем.
Ключ к тесту «Определение типов мышления и уровня креативности»
Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.
Предметное мышление | Символическое мышление | Знаковое мышление | Образное мышление | Креативность |
1,6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46, 51, 56, 61, 66, 71 | 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47, 52, 57, 62, 67, 72 | 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, 52, 58, 63, 68, 73 | 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49, 54, 59, 64, 69, 74 | 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75 |
сумма = | сумма = | сумма = | сумма = | сумма = |
Интерпретация результатов теста на мышление и креативность
Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Предметное мышление
Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Символическое мышление
Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.
Знаковое мышление
Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.
Образное мышление
Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
Креативность — это творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.
Бесплатно скачать опросник определения типа мышления и уровня креативности и бланк: