Кольца Ландольта


Методика предназначена для определение продуктивности и устойчивости внимания. Ее можно применять для изучения внимания детей разного возраста от младшего до старшего школьного, и взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели.

Детям, поступающим в школу, чьи особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению, желательно предъявлять кольца величиной, примерно равной высоте строчной буквы в букваре. Эта величина приблизительно равна размеру колец в том случае, если вся матрица с кольцами Ландольта размещается в пределах стандартного машинописного листа бумаги. Справа на этом листе обязательно должны указываться фамилия, имя ребенка, его возраст, класс (группа детского сада – для поступающих в школу), а также дата проведения обследования.


Инструкция для взрослых и для детей

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Кольца Ландольта

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин.

Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

Кольца Ландольта

Для взрослых дается немного другая инструкция:

«На бланке имеется набор колец c разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца c разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов».

Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», после которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе c тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие y Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя».


При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все время, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Аналогично и для взрослых. Рассмотрим подробнее.

Обработка результатов методики «Кольца Ландольта»

Нужно подсчитать и внести в бланк фиксации результатов следующие показатели:

1. Q — общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.
2. N — число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.
3. M — число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты.
4. A = (M-N)/M — показатель точности работы за каждые 2 минуты.
5. P = А*Q — показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.

6. S = (0,54*Qt — 2,8*Nt)/600 — показатель скорости переработки информации, где
Qt — общее количество просмотренных колец за 10 минут;
Nt — число пропущенных и неправильно зачеркнутых колец за 10 минут;
600 секунд — время выполнения теста;
0.54 — средняя величина информации каждого кольца;
2.8 — величина потери информации, приходящаяся на одно кольца.


7. Рt — показатель средней продуктивности за 10 минут.
8. Kp = 5((P1-P5)/Pt) x 100% — коэффициент выносливости, где
P1 — продуктивность за первые 2 минyты;
P5 — продуктивность за последние 2 минуты;
Рt — средняя продуктивность. за 10 минут.

9. Аt — показатель средней точности за 10 минут
10. Ta = ((A1-A5)/At)x100% — коэффициент точности
А1 — точность за первые 2 минyты;
А5 — точность за последние 2 минуты;
Аt — средняя точность за 10 минут.

11. Рmax – Рmin — амплитуда колебаний продуктивности.
Для характеристики надежности работоспособности по показателям продуктивности и точности следует построить графики, на оси абсцисс которых наносят время выполнения теста c шагом 2 минyты, по оси ординат — соответствующую моменту измерения величину продуктивности или точности.

Интерпретация и нормы результатов методики «Кольца Ландольта» для взрослых

Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет.


Показатель скорости переработки информации (S)

Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы — это скорость распространения нервных импульсов, a также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Скорость движения нервного импульса имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности.

Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы по следующей шкале:

Величина S<0,57 0,57-0,630,64-0,730,74-0,830,84-0,910,92-1,041,05-1,191,20-1,341,35-1,36> 1
 Стандартные баллы12345678910

При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:
10 баллов — высокая скорость переработки информации (высоко подвижные);
8-9 баллов — скорость переработки информации выше среднего (подвижные);
4-7 баллов — средняя скорость переработки информации (подвижные);
<4 баллов -низкая скорость переработки информации (инертные).

Показатель средней продуктивности (Рт)

Продуктивность — это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель Рт имеет тесную корреляционную связь c показателем S. Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность (Рт), оценивая ее по следующей шкале:

 >330 — высокий уровень продуктивности;
250-330 — уровень продуктивности выше среднего;
150-250 — средний уровень продуктивности;
<150 — низкий уровень продуктивности.


Таким образом, лица c высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени.

Кольца Ландольта


Описанные особенности будут способствовать успешности деятельности этик людей в тех профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости. Они смогут выполнять рабочие операции в повышенном темпе, будут более успешны при выполнении сложных алгоритмических операций, особенно скоростных.

Лица c инертной (<4 баллов) нервной системой со скоростной работой справляются плохо. Индивидуальный стиль деятельности, направленный на компенсацию недостаточной подвижности, может состоять в использовании различных подготовительных и профилактических приемов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции.

Но в целом инертность нервной системы ограничивает возможности формирования скоростного двигательного навыка, что является прямым противопоказанием для обучения профессиям, связанным с высоким двигательным темпом (водители, машинистки, телефонисты, работа на конвейере).

Кольца Ландольта

Инертность нервной системы может стать причиной неуспеваемости в школе, если данная особенность ребенка не учитывается и он вынужден работать в общем, слишком быстром для него, темпе. Таким детям необходим индивидуальный темп учебной деятельности для полного раскрытия имеющихся y них способностей.

Люди с инертной нервной системой всегда «проигрывают» в скоростных ситуациях. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе.


Коэффициент выносливости (Кр)

Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности (Рт) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя.

Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале:
<0% — высокий уровень выносливости;
0-15% — средний уровень выносливости;
>15% — низкий уровень выносливости.

Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т.е. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности. Также можно предположить их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки.

Лица с низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности c умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления.

Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о «главном звене» деятельности, т.е. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности.


Показатель средней точности (Аt)

Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе.

Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале:
>0.95 — высокий уровень точности;
0.90-0.94 — уровень точности выше среднего;
0.80-0.89 — средний уровень точности;
<0.79 — низкий уровень точности.

Коэффициент точности (Та)

Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (Аt) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы. Как и Кр, коэффициент точности характеризует выносливость человека, но c точки зрения поддержания безошибочности деятельности.

Коэффициент точности оценивается по следующей шкале:
колебания точности в пределах 5% — не учитываются;
падение точности на 5-15% — умеренный, допустимый уровень изменений
падение точности более чем на 15% — значительные изменения, нарастание утомления.

Кольца Ландольта

Лица, склонные допускать в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок, наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей повышенные требования к точности работы (вождение транспорта, операторская деятельность, бухгалтер, кассир, налоговый инспектор, статистик, метролог, корректор, редактор, картограф, чертежник и другие профессии типа «Человек — Знаковая информация»).


Колебаний продуктивности

Амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом:
Рmax-Рmin > 100 единиц — высокая амплитуда колебаний;
Рmax-Рmin = от 50 до 100 единиц — средняя амплитуда колебаний;
Рmax-Рmin < 50 единиц — незначительная амплитуда колебаний

Бесплатно скачать бланк  к методике «Кольца Ландольта»: