Психологическое тестирование — это важная часть работы любого практикующего психолога. Если вы молодой специалист, то очень важно знать хотя бы в общих чертах все основные психологические методики, т.е. как они устроены, какие в них шкалы, как их обрабатывать и интерпретировать.
Для этого можно пройти все эти методики, и, таким образом, вы познакомитесь с ними. Обычно, подобные манипуляции проводятся в процессе обучения, например, на таких предметах как Общий Психологический Практикум (ОПП), Психодиагностика и некоторые другие.
В этой статье я хотела перечислить все основные методики и распределить их по категориям, а именно, по тому, что будет изучаться: внимание, мышление и интеллект, личностные качества и черты, профессиональная предрасположенность, креативность, мотивация, ценностные ориентации. Если вам вдруг срочно понадобиться провести диагностику, то подобная памятка вам будет очень полезна. К каждому тесту я приведу краткое описание. Полные варианты тестов будут показаны в других статьях.
Содержание
- Изучение внимания
-
Изучение мышления и интеллекта
- Тест Айзенка на уровень IQ
- «Прогрессивные матрицы» Равена
- Методика Выготского-Сахорова (метод двойной стимуляции)
- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI)
- Методика «Компасы»
- Куб Линка
- Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину
- Эксперимент Лачинса
- Краткий ориентировочный тест (КОТ)
- Школьный тест умственного развития (ШТУР)
- Тест сравнения похожих рисунков Дж. Кагана
-
Личностные опросники
- Методика диагностики темперамента Стреляу (PTS)
- Характерологический опросник по К. Леонгарду (Методика определения акцентуаций характера)
- Анкета оценки нервно-психической устойчивости «ПРОГНОЗ»
- Проективная методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) Дж. Бука
- Биографический опросник (BIV)
- Личностный опросник Р. Кеттелла (16PF — опросник)
- Личностный опросник Г. Айзенка (EPi)
- Цветовой тест М. Люшера (ЦТЛ)
- Тест «Несуществующее животное»
- Индикатор типов личности И. Майерс-К. Бриггс (MBTI)
- Личностный опросник MMPI
- Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
- Тесты на профориентацию
- Исследование креативности
-
Исследование мотивации
- Методика «Направленность личности» по В. Смейкалу и М. Кучеру
- Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха
- Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач
- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
- Опросник «Уровень мотивации достижения успеха» А. Мехрабиан
- Оценка потребности в одобрении Марлоу-Крауна
- Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
- Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
- Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков)
- Исследование ценностных ориентаций
Перед тем как начать, хотелось бы уточнить один момент. Наверно не все знают, чем отличаются профессиональные психологические тесты от непрофессиональных. От этого будут зависеть ваши результаты, их точность и достоверность. Все тесты, которые вы встречаете в модных журналах типа Cosmo, Elle и т.д. с вероятностью в 90% не являются профессиональными.
Психологи используют только проверенные методики, которые являются валидными (соответствие того, что на самом деле изучает данная методика, тому, для изучения чего она предназначена) и надежными (относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых). Такие тесты прошли специальные проверки на большом количестве людей и являются достоверными.
Изучение внимания
Таблицы Шульте
Применяется для исследования устойчивости внимания. Это быстрая, понятная методика, дающая представление о многих аспектах изучаемого вопроса, например, об устойчивости внимания, эффективности работы, психической устойчивости. Данную методику можно использовать преимущественно в индивидуальном выполнении в бумажном варианте. При проведении в группе нужен электронный вариант.
Тест заключается в том, что испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен отыскать, показать и назвать числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель в этой методике — это время выполнения и количество ошибок отдельно по каждой таблице.
Кольца Ландольта
Методика «Кольца Ландольта» применяется для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Она позволяет оценивать общую работоспособность, выделить ее составляющие (продуктивность, скорость, точность, выносливость, надежность). Методика используется в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Корректурная проба Бурдона
С помощью данной методики оценивается концентрация, устойчивость и переключаемость внимания, а также степень концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Есть вариант для детей, в котором вместо букв используются рисунки.
Оценивается количество пропущенных не зачеркнутых знаков, время выполнения или количество просмотренных знаков. Тест прост в понимании, но требует достаточно больших усилий и концентрации.
Изучение мышления и интеллекта
Тест Айзенка на уровень IQ
Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Предназначен для исследования людей от 18 до 50 лет, которые имеют образование не ниже среднего. Есть разновидности теста Айзенка (вербальный, числовой, общий). В общем тесте чередуются задания для разных типов интеллекта.
На выполнение теста дается ровно 30 мин. Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Состоит из 40 вопросов, которые направлены на вербальный, числовой и графический интеллект.
«Прогрессивные матрицы» Равена
«Прогрессивные матрицы» предназначены для исследования восприятия форм, способности их анализировать, а также выявлять закономерности, по которым построены ансамбли форм, их соотношения. На мой взгляд, методика косвенно измеряет интеллект. В этом случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте.
Существуют три варианта матриц Равена (цветные, черно-белые и тест, который включает как невербальные, так и вербальные задания). Цветные матрицы предназначены для детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для людей с интеллектуальными проблемами. Черно-белые матрицы – основной вариант теста. Его можно использовать в работе с детьми от 8 лет, подростками и взрослыми до 65 лет. Третий тест предназначен для интеллектуально одаренных людей.
Черно-белый вариант включает 60 заданий, разделенные на пять серий по 12 заданий в каждой. Сборник тестов состоит из матриц прямоугольной формы, содержащей в себе разные фигуры и совокупности фигур, составленные так, что они создают логическое целое, элементы которого составлены согласно определенной закономерности и определенным правилам. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.
Методика Выготского-Сахорова (метод двойной стимуляции)
Методика помогает узнать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления своих мыслительных операций, и как в зависимости от способа употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий. Применяется при изучении опосредствованных процессов внимания и памяти, мышления.
Обследуемому предлагают для классификации набор стереометрических фигур, отличающихся формой, цветом и величиной, и обозначенных искусственными звукосочетаниями, например «биг», «цев». Обследуемый должен подобрать все фигуры, относящиеся к одному классу.
Результаты оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось обследуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения, как им воспринималась помощь. Занимает неопределенное количество времени. Есть возможность везения, ответов наугад.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI)
Применяется для исследования структуры интеллекта: вербального, логического (математического), пространственного интеллекта и запоминания. Дает результаты по каждому виду интеллекта и общую оценку. Может применяться для возраста от 12 лет и старше. Преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени.
На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий. При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов. Довольно большой объем методики, следовательно, большая продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого).
Методика «Компасы»
Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора. На мой взгляд, методика определяет узкий круг характеристик, почти ничего не говорит об интеллекте.
Обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления.
Куб Линка
Определение степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи. Диагностика наблюдательности и пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики исследуемого. Может развивать пространственное мышление. Время прохождения теста ограничено. При наблюдении за действиями исследуемого надо выявлять оттенки его поведения для получения более полных результатов.
Для проведения теста необходим набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета. Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять трехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять двугранный угол (иметь общее ребро).
Исследуемый должен из 27 кубиков сложить куб, все шесть граней которого были бы одноцветными. Отдельные кубики раскрашены с таким расчетом, что, пользуясь одинаковыми приемами, можно сложить красный, зеленый или желтый куб. Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков.
Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину
Используется для оценки умственной работоспособности, начиная с младшего подросткового возраста. Необходимы простейшие знания математики. Испытуемому выдают бланк, на котором напечатаны ряды цифр. Задача испытуемого – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой и записывать результат сложения под ними.
При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости и необходимую степень волевого усилия. Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок. Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или на точность работы.
Эксперимент Лачинса
Используется для выявления ригидности мыслительных процессов, склонности мыслить стереотипно, по установке. Суть состоит в решении однотипных задач на переливание воды по сосудам. Это очень необычный тест, в котором нужно догадаться, что возможны разные варианты распределения воды, и использовать наиболее простой.
При обработке результатов учитывается количество действий до достижения нужного результата, а также применение не показанного метода, а более простого для некоторых задач.
В этом эксперименте был открыт эффект установки. Человек, получивший установку, не может резко переключиться и продолжает действовать в соответствии с ней.
Краткий ориентировочный тест (КОТ)
Тест выявляет 8 «критических точек» интеллекта испытуемого: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, эмоциональныe компоненты мышления и отвлекаемость, скорость и точность восприятия, распределение и концентрацию внимания, употребление языка и грамотность, выбор оптимальной стратегии и ориентировку, пространственное воображение. Кроме того, определяется и общий уровень умственных способностей.
Стимульный материал состоит из 50 вопросов разного типа: от математических последовательностей до известных поговорок. Испытуемому дается 15 минут для ответа на вопросы. Обработка теста не занимает много времени, и в результате составляется индивидуальный профиль умственных способностей личности, который далее можно использовать для профориентации.
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов. Методика может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения. Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Рассчитан на узкий возрастной диапазон.
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Каждая из субтестов выявляет уровень развития основных мыслительных операций (осведомленность, установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания последней серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.
Тест сравнения похожих рисунков Дж. Кагана
Тест применяется для диагностики когнитивного стиля импульсивность — рефлексивность. Когнитивный стиль определяет способ обработки человеком информации и то, как человек использует различные стратегии при выполнении заданий.
Тип реагирования, определяемый по шкале «рефлективность-импульсивность» — это стабильная тенденция человека обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную либо быструю реакцию, при, соответственно, аналитически более подготовленном ответе или при спонтанном необдуманном ответе и большем числе ошибок.
Испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре-эталону.
Личностные опросники
Методика диагностики темперамента Стреляу (PTS)
Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, пред- полагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».
Характерологический опросник по К. Леонгарду (Методика определения акцентуаций характера)
Опросник выявляет тип акцентуации характера. Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера сильно усилены. Особенно хорошо это заметно у подростков, а у взрослых черты скорее «сглаживаются». Но нельзя утверждать, что человек полностью принадлежит к одному типу. Почти всегда человек обладает чертами, которые могут быть свойственны разным акцентуациям.
Методика включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Анкета оценки нервно-психической устойчивости «ПРОГНОЗ»
Предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Анкета позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
На мой взгляд, данную анкету нужно использовать в сочетании с другими опросниками. Изначально она составлялась для диагностики военных и может не давать полной и точной картины.
Проективная методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) Дж. Бука
Методика используется для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в том, что испытуемый должен нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.
Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
Процесс создания рисунка будет интересен, а вот процесс расшифровки теста может занять достаточно много времени. Надо будет учитывать множество мелких деталей, картину в целом, способ рисования и многое другое. Ключ к этой методике очень обширный. А интерпретация теста носит все-таки больше субъективный и неточный характер.
Биографический опросник (BIV)
Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, о ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. BIV может применяться без ограничений времени как в индивидуальных, так и в групповых исследованиях.
Содержит 97 вопросов. Суждения в опроснике альтернативные. Испытуемым предлагается выбирать ответы, которым «чаще всего» соответствует их поведение. Форма утверждений в тексте видоизменяется с целью снижения монотонности и тенденции к стереотипным ответам.
Результаты представлены в виде восьми относительно независимых друг от друга шкал: семейная ситуация, сила «Я», социальное положение, стиль воспитания, нейротизм, социальная активность, психофизическая конституция, экстраверсия.
Личностный опросник Р. Кеттелла (16PF — опросник)
Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, особенностях характера, склонностях и интересах личности. Опросник (форма А) содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8-9 классов). Вариант опросника С — сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.
Личностный опросник Г. Айзенка (EPi)
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности. Можно определить тип темперамента.
Содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.
Цветовой тест М. Люшера (ЦТЛ)
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор 8 цветов: серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
Зарубежные психологи иногда применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.
Тест «Несуществующее животное»
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Применение теста «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от 5 лет и взрослых. Суть теста состоит в том, что необходимо придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Обработка результатов похожа на обработку теста Дом-Дерево-Человек.
Индикатор типов личности И. Майерс-К. Бриггс (MBTI)
Руководствуясь типологией К. Юнга был создан Индикатор типов Майрес-Бриггс, основанный на двух различных способах пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие).
Методика очень популярна в США. Она предназначена для определения одного из 16 типов личности. Опросник содержит два типа вопросов. В первом типе вам необходимо выбрать, какой из вариантов ответа больше совпадает с тем, что вы обычно чувствуете или делаете. Во втором типе вам нужно определить, какое слово в паре вам больше нравится. Помогает лучше понять себя, выбрать свой профессиональный путь, определяет индивидуальные предпочтения человека (относит к определенным полюсам).
В психологической литературе известно три варианта русскоязычного MBTI адаптация Ю. Б. Гиппенрейтер (Москва), А. А. Рукавишникова (Ярославль) и разработка психологов из Санкт-Петербурга. Хоть это и интересная методика, я бы не советовала использовать ее в дипломной работе, так как вам будут задавать очень много вопросов насчет нее.
На основе данной методики был создан опросник Д. Кейрси. Это методика оценки темперамента, которая очень похожа на методику Майрес-Бриггс. Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал (сенсорика-интуиция, логичность-чувствование, решение-восприятие).
Личностный опросник MMPI
Миннесотский многоаспектный личностный опросник включает в себя 550 утверждений, на которые необходимо дать положительный или отрицательный ответ. Предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80. Очень объемная методика как в прохождении, так и в обработке.
На основании данных ответов формируются десять основных клинических шкал. На основании ответов можно сделать вывод о характере личности. Так же по результатам теста можно выделить некоторые личностные особенности исследуемого (склонность к алкоголю, склонность к совершению преступлений, способность к обучению, эгоизм, застенчивость, наивность и т.д.).
Существует сокращенная версия MMPI — опросник Мини-мульт, адаптация Березиной и Мирошникова. Опросник Мини-мульт содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 — оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности.
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Суть методики в том, что человек должен внимательно прочитать каждое из приведенных предложений и зачеркнуть соответствующую цифру в зависимости от того, как он себя чувствуете в данный момент. Всего 40 утверждений.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Методика предназначена для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Методика предназначена для выявления уровня агрессивности и враждебности. Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия). Методика содержит 75 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет».
Опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик).
Тесты на профориентацию
Анкета «Ориентация» И.Л. Соломина
Анкета «Ориентация» предназначена для диагностики профессиональных интересов, склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи старше 14 лет и взрослых людей. При создании анкеты учитывалась классификация Е. А. Климова о пяти типах профессий: Человек – Техника, Человек – Природа, Человек — Знаковая система, Человек — Художественный образ, Человек — Человек.
Вместе с психологической картой профессий, анкета «Ориентация» представляет собой методический комплекс «Экспресс-профориентация», позволяющий относительно быстро и легко оказывать помощь в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями клиентов, а также с учетом потребностей современного российского рынка труда.
Анкета позволяет определить направленность клиента на ту или иную группу профессий, а карта профессий – проинформировать его о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку, а также о спросе на данные профессии на рынке труда и выбрать конкретную профессию из наиболее предпочитаемой группы.
Анкета Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессиональной направленности личности
Анкета разработана американским психологом Джоном Голландом и основана на его концепции, в соответствии с которой все люди делятся на шесть типов профессиональной направленности личности.
Каждый тип личности характеризуется определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений, профессиональными возможностями.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
В России наиболее часто используется сокращенный вариант анкеты Голланда, состоящий из 42 пар профессий. Суть теста состоит в том, что испытуемый должен выбрать одну из двух предлагаемых профессий с точки зрения желания ею заниматься и своих способностей.
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа).
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид.
Анкета интересов А.Е. Голомштока
Методика предназначена для изучения интересов и склонностей человека к различным сферам деятельности. Голомшток выделяет такие сферы как физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство и др.
Для проведения исследования потребуется карта интересов — вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности, и лист ответов, представляющий собой матрицу из 6 строк и 29 колонок.
Методика «Структура интересов» В. Хеннинга
Данная методика очень похожа на анкету Голомштока, и также используется в профориентации. Она предназначена для выявления профессиональных склонностей и интересов личности, ориентирована на взрослую (молодежную) аудиторию и рассматривает сферы интересов не в отдельности, а во взаимосвязи. Содержит 136 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение.
Исследование креативности
Опросник Дж. Брунера
Методика определяет тип мышления и уровень креативности. Брунер выделяет 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. Содержит 75 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет».
На мой взгляд, при использовании данной методики внимание нужно уделять креативности, а не типу мышления. Когда я использовала данную методику в своей дипломной работе, члены комиссии решили, что она не совсем валидна для изучения типов мышления.
Тест креативности Гилфорда
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность. Данная батарея тестов была предложена Е.Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тест креативности Торренса
Е.Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е.Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.
Вербальный тест предназначен для детей, начиная с 5 лет, и взрослых. Он состоит из 7 субтестов. Первые три представляют собой вопросы, относящиеся к одной картинке: испытуемого просят задать как можно больше вопросов к картинке, отгадать как можно больше причин и последствий того, что изображено на ней. В субтесте 4 следует придумать как можно больше интересных и необычных способов изменения изображенной на картинке игрушки. В субтесте 5 требуется придумать как можно больше интересных и необычных применений известного в быту предмета (например, пустой коробки). В задании 6 следует об этом же предмете придумать как можно больше необычных вопросов. В субтесте 7 требуется представить необычную ситуацию и высказать как можно больше догадок о ее возможных последствиях.
Время выполнения каждого субтеста ограничено. Тест является групповым и имеет две параллельные формы А и Б. Основными показателями по тесту являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки. Этот тест переведен на русский язык, однако нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации на отечественной выборке. Поэтому вербальный тест Е.Торренса у нас в стране можно использовать только с исследовательскими целями.
Методика «Диагностика вербальной креативности» (RAT, С. Медник)
С помощью методики можно выявить и оценить вербальный креативный потенциал. Методику можно проводить индивидуально, можно в группе. Время не регламентировано строго, но при этом желательно, чтобы на каждый набор слов тратилось 2-3 минуты. При 2-3х минутах на тройку слов, на выполнение всего задания уйдет — от 40 до 60 минут.
Диагностика вербальной креативности может быть полезна в изучении одаренности, структуры интеллекта, для профориентационных целей. Существуют две формы теста – для подростков (адаптация Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной — подростковую иногда называют «Тест Медника») и для взрослых (адаптация Воронина).
Суть состоит в том, что предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громко – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить).
Исследование мотивации
Методика «Направленность личности» по В. Смейкалу и М. Кучеру
Эта методика, имеющая еще название «Ориентировочная анкета», позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).
Методика содержит 30 вопросов, которые выглядят как незаконченные утверждения. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из трех вариантов тот, который лучше всего выражает его точку зрения, т.е. больше всего соответствует правде, а потом выбрать другой вариант, менее всего соответствующий его мнению.
Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску» (они описаны дальше). Для полной и точной картины данные методики необходимо применять совместно.
Методика выявляет мотивацию к успеху. Будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет». Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха.
Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач
Результат анализируется вместе с тестами “Мотивация к успеху” и “Готовность к риску”. Используется для изучения мотивации избегания неудач. Понятная, простая методика, нет ограничений по времени.
Предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке нужно выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно вас характеризует. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
Применяется для диагностика степени готовности к риску. Всего 25 вопросов, нет ограничений по времени. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.
На мой взгляд, вопросы узко направлены. Они рассматривают риск с точки зрения «жизни и смерти», и почти не рассматривают риск в социальных, семейных, деловых аспектах и др. Поэтому применим не ко всем людям, т.к. может давать ложные результаты.
Опросник «Уровень мотивации достижения успеха» А. Мехрабиан
Данный опросник предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Опросник имеет две формы – мужскую (А) и женскую (Б).
На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % – мотивом избежания неудачи.
Опросник состоит из ряда утверждений(30 или 32), касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень согласия или несогласия с каждым из утверждений, необходимо прочесть утверждения и на бланке для ответа напротив утверждения поставить тот балл, который оценивает степень согласия или несогласия.
Оценка потребности в одобрении Марлоу-Крауна
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения, социальной желательности. Шкала применяется при исследовании мотивации одобрения (социальной желательности), для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах, при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.
Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Чем выше полученное значение, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении других, связанная с потребностью общения.
Небольшое количество вопросов, легко анализировать результаты. Есть шкала лжи. Шкала Крауна-Марлоу состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения). Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок. Шкалы «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть», «труд – деньги».
Включает 80 вопросов. Первая часть, 40 вопросов, показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат. Вторая часть, следующие 40 вопросов, направлены на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). По доминированию одной из шкал можно судить и о мотивации (внутренней или внешней).
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Содержит 50 вопросов.
Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков)
Используется для определения основных мотивов выбора профессии. Шкалы (мотивы): социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные.
В опроснике имеется 18 суждений о профессии. Нужно оценить, в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной вами профессии. Как по мне, опросник включает слишком много мотивов и мало вопросов (по 2 утверждения на мотив). Кажется не интересным и малодостоверным.
Исследование ценностных ориентаций
Методика Ш. Шварца
Ценностный опросник Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.
Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться), а затем набор инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации).
Тест оценки потребности в достижении цели (методика Ю.М. Орлова)
Методика используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.
Мотивация достижения выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь. Среднее время тестирования — 10-15 минут. Состоит из 23 суждений, на которые нужно ответить «Да» или «Нет».