Как написать дипломную / курсовую работу?

Написание диплома очень трудоемкий процесс, поэтому на него отводится целый учебный год. Предполагается, что студент будет сам писать свою дипломную работу. Если вы один из таких студентов, то тут вы сможете найти ответы на многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе написания работы.


Эта статья больше поможет студентам-психологам, так как я буду приводить примеры именно для диплома по психологии. Но и студенты других специальностей могут найти для себя что-нибудь полезное.


Содержание


С чего начать?

Хочу заметить, что написание дипломной работы мало чем отличается от написания курсовой работы, по крайней мере, у психологов. Разница состоит лишь в том, что диплом должен быть больше по размеру (около 100 страниц). А вот ход выполнения работы остается тем же самым: определение темы, написание введения и теоретического раздела (1 глава), написание 2 раздела, проведение исследования и написание 3 раздела, заключения, списка литературы, приложения (последнее чаще встречается в дипломных работах).

С начала года сразу поговорите с нужным преподавателем о том, что вы хотите писать у него диплом. Это важный этап, так как от того, какого преподавателя вы сделаете своим научным руководителем, зависит весь процесс написания работы и ее направление. Выбирайте человека, с которым вам будет комфортно, даже если придется каждый день «мучить» его, задавая множество вопросов. Научный руководитель должен быть ответственным, понимающим, готовым пойти вам на встречу. Не забудьте спросить у него, как удобнее будет связываться с ним, чтобы задавать вопросы или отправлять работу (социальные сети, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.).

Как написать дипломную / курсовую работу?

Желательно, чтобы он имел опыт в тех вопросах, по которым вы будете писать диплом. Так, например, если ваша тема относится к возрастной психологии (т.е. связана с определенным возрастом), то логичнее будет выбрать преподавателя именно по возрастной психологии. Но это не является чем-то обязательным. В любом случае, вы можете консультироваться со всеми преподавателями вашей кафедры. Самое главное, чтобы ваш научный руководитель хорошо к вам относился, а вы к нему.

Следующим вашим шагом должен быть выбор темы диплома. Чем раньше вы определитесь с ней, тем лучше. Как выбрать тему диплома? Можно спросить у научного руководителя, посмотреть старые работы на вашей кафедре, поискать в интернете или выбрать ту, которая интересует именно вас. Выбор большой, но нужно продумать заранее то, каким образом вы будете проводить исследование. Я имею в виду то, что надо заранее проверить наличие методик, с помощью которых можно проверить вашу идею.

Вы можете выбрать тему дипломной работы, которая будет относится к одному из предметов, которые вы изучили. Приведу несколько примеров тем диплома.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Тема: Взаимосвязь уровня интеллекта и личностных особенностей в период взрослости.
Данная тема будет относиться к психологии развития и возрастной психологии. В данном случае, нас не будет интересовать профессия людей, опыт работы, пол, уровень жизни, семейное положение, успешность и др. Акцент будет делаться именно на взрослых людях и особенностях их интеллекта и личности. Для того, чтобы сделать исследование более интересным, можно добавить дополнительные характеристики (например, разделить всю выборку по полу).

Тема: Взаимосвязь уровня интеллекта и личностных особенностей у работников киноиндустрии.
Данная тема будет относиться к психологии труда, так как связана с людьми определенной профессии. В данном исследовании могут принимать участие люди разных возрастов, разного пола, семейного положения и др. Акцент будет делаться именно на особенностях интеллекта и личности тех людей, которые работают в данной сфере. Для того, чтобы сделать исследование более интересным, можно также добавить дополнительные характеристики (например, учесть опыт работы, успешность или специальности).


В данных темах будут изучаться личностные особенности и интеллект, поэтому использовать нужно соответствующие методики. Например, для изучения интеллекта можно использовать тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, а для изучения личностных особенностей — 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла. В курсовых работах будет достаточно 2 методик, но в дипломе желательно использовать от 3 методик. Например, можно использовать 2 разные методики для определения личностных особенностей, или включить в тему диплома 3 переменную.

Тема: Взаимосвязь уровня успеваемости с уровнем самооценки и уровнем экстраверсии-интроверсии у учащихся старших классов.
В данном случае, вам понадобится методики для определения уровня самооценки, уровня экстраверсии-интроверсии (в опроснике Кеттелла есть данная шкала, для более интересных результатов можно сравнивать не только с данной шкалой, но и с другими), а также данные по успеваемости (можно будет вычислить средний балл для каждого учащегося по предметам старшей школы / по предметам за все года обучения / по определенным предметам и т.д. на ваш выбор).
Акцент делается на учащихся старшей школы, т.е. 9-11 классы. Можно также разделить всю выборку по полу, и тогда можно сформулировать дополнительную гипотезу, связанную с полом.

Тема: Отношение к здоровью и креативность студентов гуманитарного вуза. 
Необычная и интересная тема. Акцент на студентах именно гуманитарного вуза, т.е. желательно не включать инженеров, строителей, электриков и т.д. В качестве методик можно использовать разные тесты и опросники для определение уровня креативности, например, тест невербальной креативности «Завершение картинок» Э.П. Торренса. Найти методику для изучения отношения к здоровье сложнее. Один из вариантов — методика «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина .

Тема: Образ «любимого» и «нелюбимого» учителя в сознании школьников.
Вам понадобятся такие методики, с помощью которых можно определить список качеств, которые бы школьники могли соотнести с образом «любимых» и «нелюбимых» учителей. Как 1 из вариантов, можно использовать методику В.Л. Ситникова «СОЧИ».

Как написать введение к диплому или курсовой?

Введение идет сразу после содержания, включает 2-4 страниц. 
Введение должно содержать:
1. Краткое описание существующего состояния темы исследования.
2. Формулировка проблемы и оценка ее актуальности.
3. Формулировка гипотезы, цели и задач исследования.
4. Указание объекта и предмета исследования.
5. Описание выборки.
6. Описание методов сбора и обработки данных.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Пункт 1 и 2 означают, что вы должны описать то, как сегодня воспринимается данная тема (или отдельные элементы вашей темы), какие проблемы, связанные с вашей темой, существуют, насколько остро и как часто поднимается данный вопрос. Вы должны объяснить то, насколько актуальна данная тема, почему она актуальна. Можете привести примеры из истории, экономики, статистики, результаты социологических опросов и др. После того, как закончите мысль об актуальности, включите фразу «Поэтому тема, которая была выбрана для исследования, настолько актуальна сегодня». Она как бы объясняет то, почему вы выбрали именно эту тему.

Далее необходимо сформулировать гипотезы, цели и задачи исследования (пункт 3). Это проще объяснить на примере. Возьмем одну из ранее описанных тем: «Взаимосвязь уровня интеллекта и личностных особенностей у работников киноиндустрии».

Цель, которая обычно одна, будет сформулирована так: ИССЛЕДОВАНИЕ взаимосвязи уровня интеллекта и личностных особенностей у работников киноиндустрии. Как видите, к теме вашей работы прибавляем слово «исследование», это и будет целью диплома. Если задуматься, то какова цель любой курсовой или дипломной работы по психологии? Правильно, исследовать то или иное явление, связь и т.д.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Гипотез обычно несколько. Самый простой и логичный вариант заключается в том, что мы формулируем 2 гипотезы.
Одна будет звучать так: «СУЩЕСТВУЮТ ЗНАЧИМЫЕ РАЗЛИЧИЯ в показателях уровня интеллекта и личностных особенностей у работников киноиндустрии».
Вторая будет звучать так: «СУЩЕСТВУЕТ ВЗАИМОСВЯЗЬ между показателями уровня интеллекта и личностными особенностями у работников киноиндустрии».

Как вы видите, тут просто прибавляем 2 фразы к вашей теме и получаем гипотезы. При формулировке гипотез студент предполагает, какой результат в конце исследования у него выявится. Гипотезы нужно проверить в ходе исследования. Проверяться они будут определенными методами и методиками, которые вы выберете.


Гипотезы могут подтвердиться полностью, частично или не подтвердиться вообще. Последний вариант не стоит допускать, так как работу, в которой гипотезы полностью не подтвердились, могут не принять. Если вы заметили, что у вас с этим проблемы, то нужно проводить дополнительные опросы, чтобы увеличить количество данных. Тогда есть вероятность того, что результаты изменятся.

Чтобы понимать значение фраз «существуют значимые различия» и «существует взаимосвязь», вы должны быть знакомы с математическими методами в психологии, а также с математической статистикой.

Первая фраза подразумевает то, что вы будете использовать статистические критерии, с помощью которых определите существуют или нет значимые различия между показателями в вашей выборке.
Например, если вы найдете значимые различия в данной теме, формулировка может быть следующей: «Существуют значимые различия в показателях уровня интеллекта и личностных особенностях у работников киноиндустрии. Так, режиссеры обладают более высоким уровнем интеллекта, чем гримеры. (например, при t-критерии Стьюдента указывается t, т.е. значение критерия, p, т.е. уровень значимости)».

Вторая фраза (существует взаимосвязь) показывает, что вы использовали корреляционный анализ. Наличие прямой или обратной связи между показателями уровня интеллекта и личностными особенностями подтвердит вторую гипотезу. Например, чем выше уровень интеллекта, тем выше (ниже при обратной связи) уровень какой-то личностной особенности.

В среднем, формулируется около 4 задач исследования. Первая связана с теорией, например, «Рассмотреть теоретические подходы к изучению … «, т.е. того, что указано у вас в теме. Вторая может звучать так: «Провести эмпирическое исследование … «. Третья — «Сравнить показатели … «, и последняя — «Изучить взаимосвязь … «.

Пункт 4, т.е. предмет и объект исследования. Чтобы сформулировать предмет исследования, просто нужно добавить слово «взаимосвязь» к вашей теме: Взаимосвязь уровня интеллекта и личностных особенностей у работников киноиндустрии . В данном случае, мы просто написали тему, т.к. слово «взаимосвязь» в ней уже было.
Объект исследования — это те люди, которые участвовали в опросах и тестировании. В нашем примере ими являются работники киноиндустрии.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Пункт 5, описание выборки, т.е. испытуемых. Опишите возраст, количество людей, вами опрошенных, их специальность, место работы (зависиит от темы диплома; описывать только существенное для вашего исследования).
Вы можете указать следующее: «Работники киноиндустрии в возрасте от 25 до 50 лет, в количестве 80 человек, которые работают по специальностям Гример, Актер, Режиссер и Сценарист».

Пункт 6, описание методов и методик сбора и обработки данных. Методы обработки данных — это те статистические критерии, которыми вы пользовались (t-критерий Стьюдента, F-критерий Фишера, корреляционный анализ и др.). Сюда можно включить методы теоретического анализа научной литературы и методы математической статистики. В методиках сбора данных вы указываете свои опросники, тесты, анкеты, с помощью которых вы опрашивали людей.

Вы должны заранее проверить свои методики на валидность и надежность, узнать автора методики и автора ее адаптации (если она зарубежная). Не рекомендую использовать неизвестные или непроверенные методики. Это избавит вас от неприятных вопросов на защите диплома


Как написать первую главу?

Первая глава диплома или курсовой работы — это теоретический анализ выбранной вами проблемы. Назвать ее можно так: «Теоретические основы изучения .. «, а дальше вписываете то, что изучаете.
Вы должны определить подпункты раздела, найти источники информации, чтобы с их помощью написать 3-4 подраздела в первой главе.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Чтобы понять, о чем нужно писать в теоретической части, обратите внимание на формулировку вашей темы. Вспомним нашу тему-пример: «Взаимосвязь уровня интеллекта и личностных особенностей у работников киноиндустрии». О чем в данном случае можно написать в теоретической части?

Все просто. Вы видите тут 2 психологических понятия: интеллект и личность (точнее, личностные особенности). Скорее всего, в глаза бросилось словосочетание «работники киноиндустрии», об этом тоже можно написать, только надо знать, как сформулировать название.

Итак, формулируем 4 подпункта 1 главы дипломной работы по психологии. Их может быть и больше, все зависит от вас. К тому же, объем теоретической части может составлять чуть ли не половину всей работы.
1.1 Понятие интеллекта (рассказать о трактовках понятия в работах разных авторов, виды, особенности, развитие интеллекта, теории и многое другое на ваш выбор).
1.2 Понятие личности в работах отечественных и зарубежных авторов (из названия ясно, что именно нужно раскрыть в данном пункте).
1.3 Характеристика личностных особенностей (можете включить темперамент, способности, характер, мотивационную сферу и т.д.; желательно описывать то, что потом будете исследовать).
1.4 Характеристика объекта исследования (как вы помните, объект исследования — это опрошенные вами люди, поэтому в этом пункте вы можете описать профессии, к которым принадлежат ваши испытуемые, т.е. включить профессиограммы).

Ваш диплом будут проверять на антиплагиат, поэтому я советую заранее подумать о том, как нужно писать работу, чтобы процент оригинальности был не меньше 55-60%. Большинство текста должно быть написано вашими словами, а на каждой странице должна быть хотя бы 1 цитата с указанием источника в библиографическом списке (т.е. списке литературы).

Как написать дипломную / курсовую работу?

Если вы сомневаетесь, что пройдете проверку на антиплагиат, то можно бесплатно проверить свою работу в интернете. Для этих целей существует много бесплатных сайтов. Для проверки работу сначала подготавливают, т.е. убирают титульный лист, таблицы, схемы, приложения, рисунки, список литературы. Процент оригинальности на разных сайтах может отличаться, так же как он будет отличаться от официальной проверки, поэтому советую писать так, чтобы был запас.

Не стоит оставлять цитирование на последний момент. Лучше заранее изучите литературу, сделайте себе пометки и выписки с полным указанием названия книги, автора, издательства, города и года, а также с указанием точных страниц. Это вам поможет. Когда вы напишите какой-либо пункт главы, вы просто можете вставить эти цитаты как подтверждение ваших слов. И никаких проблем с вспоминанием автора и страницы цитаты уже не возникнет.

Хочу также заметить, что использовать только «древнюю» литературу будет не совсем правильно. В библиографическом списке должно быть как можно больше источников за последние 3-5 лет. Это могут быть монографии, статьи, диссертации, доклады с конференций и др.

После теоретической главы пишут выводы. В них вы кратко описываете всю важную информацию из 1 главы, кратко и лаконично. Максимум на 1-2 страницы.

Как написать вторую главу?

Во второй главе вы описываете свою выборку, методы и методики. Это самая маленькая по объему глава. Назвать ее можно так: «Характеристика выборки и методов исследования». 

Как написать дипломную / курсовую работу?

2.1 Описание выборки (опять описывается количество, возраст, специальность испытуемых, место работы, т.е. только то, что важно для вас, можете повторить цель, задачи, методы и методики исследования, но кратко).
2.2 Описание методик (даете информацию об использованных методиках: автор, адаптация, что выявляет и для чего нужна, шкалы и их описание, количество вопросов и время тестирования, уровни результатов (если есть), но не включайте текст методик или инструкции).
2.3 Методы математической статистики (очень очень кратко опишите что вы делали с сырыми данными и с помощью чего).

Пунктов может быть от 2 до 4. Тут можно тоже пользоваться цитированием.


Как написать третью главу?

Третья глава — это анализ результатов исследования (можно так ее и назвать). Т.е. вы описываете полученные данные и интерпретируете их. Пунктов может быть столько, сколько вам требуется (2-5 в среднем). Эта глава включает много графического материала (рисунки, таблицы, графики, диаграммы), которые поясняют ваши результаты.

Примеры названий подпунктов 3 главы: «Результаты корелляционного анализа», » Сравнительный анализ … «, «Анализ … » (дополняете фразы тем, что изучаете).

Как написать выводы и заключение к дипломной (курсовой) работе?

Проведя исследование, вы получите много данных. Но лишь часть из них будет нужна вам для проверки гипотезы. В 3 главе вы опишите все полученные результаты, но вот в выводах по 3 главе и заключении эти данные придется сократить.

Чтобы написать выводы по 3 главе, вам нужно внимательно прочитать ваши гипотезы и понять, что именно вы пытались изучить. Именно на это будет делаться акцент на защите диплома в вашей речи и презентации, и именно эти результаты надо описать в выводах. Они займут 1-3 страницы, причем, тут нужна не только голая констатация фактов, но и краткая интерпретация, т.е. объяснения и предположения о том, почему результаты именно такие и с чем это может быть связано.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Теперь приступим к заключениюЗаключение должно содержать:

1. краткие выводы по результатам выполненной работы (т.е. краткие выводы по всем, включая первый) разделам работы.
2. указания на перспективу использования результатов в деятельности различных организаций (т.е. где ваши результаты будут полезны).
3. возможна постановка дальнейших задач в рамках возможных дальнейших исследований по данному направлению.

В начале заключения обычно кратко повторяют введение, т.е. указывают тему исследования, цели, актуальность, задачи, подтвердились или нет гипотезы, а также рекомендации по результатам исследования (пункт 2, но немного шире).

Заключение должно соответствовать введению. Т.е. необходимо показать, что поставленные во введении задачи решены. По объему заключение должно быть больше введения.

Список литературы и приложения

Список литературы, хотя в дипломе нужно писать библиографический список, нужно оформлять определенным образом. Все источники должны стоять в алфавитном порядке, интернет-сайты должны стоять в списке после основных источников, а зарубежная литература на оригинальном (иностранном) языке должна стоять в конце списка.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Ниже изображена таблица, в соответствии с которой в 2018 году оформлялись дипломные работы. Внимательно изучите ее. С ее помощью вы сможете правильно оформить ваш список литературы.
Хочу отметить, чтобы вы были внимательны со знаком «–». Он может быть трех разных видов, т.е. разной длины. Вам нужен тот, что имеет среднюю длину.

Примеры библиографического описания ГОСТ 7.1—2003

Тип документаПример библиографического описания по ГОСТ 7.1—2003
Официальные документыФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега. – Л., 2014. – 134 с. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ, ред. от 31.12.2017 – Режим доступа: http://base.consultant.ru/
Книга одного автораФедотов, Ю.В. Методы и модели построения эмпирических производственных функций / Ю.В. Федотов. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. – 220 с.
Книга двух авторовСенько, Ю.В. Педагогика понимания [Текст]: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального пед. образования / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с.
Книга трёх авторовБайбородова, Л.В. Дополнительное образование детей как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст]: монография /Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, Л.Н. Серебренников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 220 с.
Книга четырёх и более авторовЭкономика и финансы недвижимости / Д.Л. Волков [и др.]; под ред. Ю.В. Пашкуса. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999. – 186 с.
Книга с указанием редактораСемь нот менеджмента / под ред. В. Красновой, А. Привалова. – Изд. 3-е, доп. – М.: Журнал Эксперт, 1998. – 424 с.
Статья из журналаКущ, С.П. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт / С.П. Кущ, А.А. Афанасьев // Российский журнал менеджмента. – 2004. – Т. 2, № 1. – С.33-52.
Статья из сборникаРасков, Н.В. Формирование финансово-промышленных групп в ракурсе экономических и политических проблем в России / Н.В. Расков // Российские банки сегодня / под ред. Д.JI. Волкова [и др.]. – СПб., 2007. – С. 70-75.
Описание материала, имеющего электронную и печатную версииФилиппова, Л. Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений (из зарубежного опыта)/ Л.Я. Филиппова // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 2. – С. 30-34. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/2002/2/f02_10.htm
Описание ресурса удаленного доступаАнтипова, И. Лояльность персонала приобретается корректностью [Электронный ресурс] / И. Антипова // Деловой Петербург. – 2008. – 5 октября. – М.: Информационное агентство Integrum, 2008. – Режим доступа: http://eLintegrum.ru/nel/main.cgi
Документы на других языкахWilliamson, О.E. The mechanisms of governance / О. E. Williamson. – New York: Oxford University Press. 2006. – 429 p.
ДиссертацияФамилия, И.О. Название диссертации: автореф. дисс. канд. (докт.) психол. (пед., мед., экон., тех. и т.п.) наук / И.О. Ф. – Название Города, Год. – 00 с.
СайтОнлайн классификаторы и справочники КлассИнформ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://classinform.ru.

В библиографическом списке должно быть не менее 40 источников, хотя бы 5-8 из которых должны быть трех-пятилетней давности. Нельзя ссылаться на учебники, а вот на учебные пособия можно.

Приложение А — методики исследования

Обычно в приложение А включают задания и бланки малоизвестных или авторских тестов, личностных опросников и анкет, описание тренинговых, развивающих и психокоррекционных программ, примеры протоколов наблюдения, стенограмм интервью, фотографии, таблицы первичных данных, таблицы и графики большого формата.
Но чаще всего это просто текст ваших методик или бланки к ним.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Приложение Б — статистические материалы

Приложение Б1 — исходные данные исследования.
Приложение Б2 — результаты описательной статистики.
Приложение Б3 — матрица интеркорреляций.
Приложение Б4 — таблица значений показателей шкал исследования по t-критерию Стьюдента/(или) φ*-угловому преобразованию Фишера у респондентов (студентов, старшеклассников, курсантов и т.д.), полная таблица в Microsoft Word.


Оформление диплома / курсовой

Нормконтролеры будут проверять вашу работу на правильность оформления. Если все верно, вас допускают. Если есть ошибки, то вам говорят, что нужно исправить, и вы, естественно, исправляете. Причем, возвращать вам работу они могут много раз, так как будут находить все новые и новые ошибки.

В моем случае, этот процесс был странным и немного не профессиональным. Нам дали один шаблон для написания работы, но в течение всего времени он постоянно менялся. Приходилось исправлять одно и то же по несколько раз, и это не гарантировало допуска.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Образцы и параметры оформления будут постоянно меняться, и вы должны быть к этому готовы. Последнее изменение будет скорее всего за несколько дней до защиты диплома. Насколько мне известно, это вина не столько преподавателей, сколько людей, стоящих за ними.

Итак, как оформлять диплом по правилам 2018 года?

Дипломная работа выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15мм, слева 30 мм. Шрифт Times New Roman, 12 или 14 размер, через полтора интервала. Названия разделов 16 размером заглавными буквами по центру, названия подразделов 14 размером строчными с первой буквой заглавной по ширине. Слова раздел и подраздел в названиях не пишем.


Страницы текста работы и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327. Текст следует печатать на одной стороне, цвет шрифта должен быть черным.

Нумерация должна быть внизу с правой стороны. Нумерация титульного листа имеет особый колонтитул для первой страницы, т.е. титул включен в общую нумерацию, но номер страницы прозрачный.
Чтобы поставить такую нумерацию, вы должны нажать следующее:
вставка — номер страницы — внизу страницы (выбираете нужный вариант) — у вас откроется панель «конструктор», где вы ставите галочку рядом с «особый колонтитул для первой страницы» — далее нажимаете красную кнопку, которая закрывает окно с колонтитулами.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Изложение текста и оформление работы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32, ГОСТ 2.105, ГОСТ Р 6.30. Оформление библиографических ссылок должно соответствовать ГОСТ Р 7.0.5. Фамилии и собственные имена, названия учреждений в тексте работы приводят на языке оригинала.

В дипломе следует использовать сокращение русских слов и словосочетаний по ГОСТ Р 7.0.12. Из сокращенных названий учреждений и предприятий следует употреблять только общеизвестные. Малоизвестные сокращения необходимо расшифровывать при первом упоминании.
Возможны аббревиатуры некоторых явлений (нервно-психическая устойчивость — НПУ, задержка психического развития — ЗПР и др.). В таких случаях, при первом упоминании вы пишите полное название и в скобках сокращенное, а далее употребляете только краткую версию. 

В 2018 году нам сказали, что нужно писать выводы после каждого раздела (в образце было указано именно «раздел», а не «глава»), кроме второго, а рекомендации написать в конце заключения. Но не указывать в содержании ни выводы, ни рекомендации.

Если есть рисунок, то в тексте на него обязательно должна быть ссылка перед рисунком или на таблицу перед таблицей.
Например: Организационная структура УВРиПО представлена на рис. 1. (в шаблоне рисунки размещаются по центру, а таблицы – по ширине).
Совет: делайте автоматическую нумерацию рисунков и таблиц.


При распечатке диплома почти каждый сталкивается с тем, что все рисунки и таблицы «съезжают» со своих мест. Это серьезная проблема, так как если хоть 1 рисунок будет не на своем месте, придется распечатывать весь диплом заново. Поэтому и нужна автоматическая нумерация рисунков и таблиц.

Как сделать автоматическую нумерацию для рисунков в Worde?
Вставляете ваш рисунок и выделяете его — открываете «ссылки» — нажимаете «вставить название» — у вас открывается окно, где вы пишите название вашего рисунка, выбираете вид подписи (в данном случае, рисунок) и положение (под выделенным объектом, т.к. это рисунок) — у вас появляется название под рисунком, теперь вы должны выделить его, перейти на «главную» и выбрать стиль «рисунок» (если у вас таблица, ход действий примерно тот же, только вы выбираете параметры для таблицы в виде подписи, положении, стиле)
Подпись должна быть оформлена так: Рисунок 2 – Организационная структура УВРиПО

Как написать дипломную / курсовую работу?

Таблицы и рисунки нумеровать сквозным образом: 1, 2, 3…. Ссылки на таблицу (рисунок) в тексте делать обязательно. Например: как представлено в таблице 1 …

Для оформления основного текста, подписи рисунков, перечисления – используйте стили (панель инструментов — стили — рисунок / таблица / перечисление / основной). При перечислении (т.е. там, где нужен знак «-«) используйте стиль «перечисление». Это может вам правильно и с нужными интервалами все оформить.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Следите за соответствием названия раздела сути и названиям подразделов. Нарушение логики изложения и соответствие (несоответствие) заголовков и подзаголовков хорошо видны после обновления содержания.

Кстати, содержание оформляется тоже определенным образом, где присутствуют ссылки на текст. С помощью этих ссылок, вы можете простым нажатием на несколько «кнопок» обновлять разделы содержания и страницы.

Чтобы сделать  содержание с ссылками, вам нужно определенными стилями оформлять заголовки и подзаголовки («раздел» и «подраздел»). Далее на панели инструментов выбираете «ссылки» — нажимаете на кнопку «оглавление» и выбираете нужный вариант. У вас появляется готовая таблица с оглавлением. Чтобы ее обновить, вам нужно нажать на нее, и вверху таблицы вы увидите «обновить таблицу». Обновить можно как полностью, так и просто страницы.

Как написать дипломную / курсовую работу?

Очень важно правильно оформить цитирование. Оно может быть 2 видов: вы цитируете автора с указанием конкретной страницы в источнике или как бы пересказываете то, что сказал автор.
В первом случае, можно написать: Б.М. Теплов считает, что отличие теоретического мышления от практического состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [33, с. 147].
Во втором случае, это выглядит так:
И.С. Луцкий и Е.И. Луцкий утверждают, что хронический стресс оказывает негативное влияние на когнитивные функции человека [17].

Также в ваше дипломной работе должна быть аннотация, которая идет перед содержанием. В аннотации кратко, тремя-четырьмя предложениями, раскрывается цель, основное направление дипломной работы и главный полученный результат в каждом разделе. Аннотация выполняется на отдельном листе. Занимает она обычно 1 страницу.


Следует указать тему, ключевые слова, объем работы, количество таблиц, рисунков, источников. Нужно указать выборку, методики и основные результаты исследования.

Психологи могут включить следующий абзац:
«ВКР включает введение, три главы и заключение. Во введении определены актуальность проблемы, гипотеза, объект и предмет, цель и задачи, выборка, методы исследования.
В первой главе представлен анализ литературы по теме исследования, описываются основные этапы и направления исследований, теоретические положения и методологические принципы, полученные факты и закономерности, подведены итоги предшествующих исследований.
Во второй главе описываются организация эмпирического исследования, методы сбора и обработки данных.
В третьей главе представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования. В заключении сформулированы выводы и рекомендации по результатам ВКР».

Как написать дипломную / курсовую работу?

Хотелось бы отметить следующие моменты, которые не дадут вам совершить ошибки:

— В тексте, когда вы указываете автора, вы должны начинать писать имя с инициалов, т.е. А. А. Иванов, а не Иванов, Иванов А. А. и т.д.
— Не советуют выделять в тексте что-либо подчеркиванием, курсивом, жирным шрифтом; в качестве исключения, во введении допускается выделение жирным слов цель, гипотезы, актуальность, задачи, методики, именно СЛОВ, а не их содержания.
— При перечислении нельзя использовать разные символы (звездочки, кружочки, галочки и т.д.), допускаются только цифры и «-«.
— Не перепутайте. В цитировании в тексте вы пишете  [33, с. 147], т.е. сначала «с.», а потом сама цифра. В списке литературы вы указываете сначала количество страниц, а потом «с.».
— Не забывайте про «красную строку», т.е. отступ в начале абзаца (1,5).
— Не разрывайте на разные страницы название и сам рисунок (таблицу). Они должны быть вместе, даже если получится так, что на каком-то листе останется много пустого места. Желательно делать так, чтобы названия и графический материал были на одной странице, и при этом не было пустых участков.



💡 Похожие темы